НК РФ

Государство прощает плохих директоров

Арбитражные управляющие и менеджеры предприятий могут избежать дисквалификации за принимаемые ими решения, если они нанесли ущерб интересам собственников компании или ее кредиторам.

Арбитражные управляющие и менеджеры предприятий могут избежать дисквалификации за принимаемые ими решения, если они нанесли ущерб интересам собственников компании или ее кредиторам. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) сегодня планирует рассмотреть в первом чтении Госдума. Эксперты называют предложение правительства вполне оправданным, но не исключают, что в перспективе ответственность за подобные нарушения будет только ужесточаться, для чего будут внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс (УК).

Разработанные Минэкономразвития поправки должны, по замыслу чиновников, избавить предпринимателей от избыточного государственного вмешательства. Их разработчики предлагают исключить из КоАП статью «Ненадлежащее управление юридическим лицом», которая предусматривает ответственность управляющего за «использование предоставленных полномочий по управлению организацией во вред ее законным интересам и законным интересам ее кредиторов». Иными словами, чиновники предлагают исключить из кодекса статью, которая предусматривает дисквалификацию менеджеров за неумелое управление предприятием на срок до трех лет. Примечательно, что действие ликвидируемой статьи распространяется не только на арбитражных управляющих, которые проводят процедуру финансового оздоровления, но и на руководителей акционерных обществ.

Эксперты неоднозначно оценивают предложение МЭРТ. «Данная норма КоАП на практике и так не применялась,— утверждает ведущий юрист компании „Развитие бизнес-систем” Юлия Мельникова.— Управляющих привлекали к ответственности либо за уголовные преступления, либо за нарушения трудового законодательства».

С тем, что норма кодекса была практически «спящей», соглашается директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Даже без всяких наказаний трудно предположить, что человека, развалившего производство, пригласят возглавить новое производство. Потом, ведь можно управлять компанией из рук вон плохо, но не доводить дело до дисквалификации. Так что в целом отмена дисквалификации менеджеров может положительно сказаться на конкуренции на рынке управляющих»,— считает Николаев.

С ним согласен эксперт «Деловой России» Андрей Неведеев. «Действующая норма в законе мало на что влияла. Каждый раз управляющий при приеме на работу оговаривает в договоре все виды ответственности, и деятельность его в действительности регламентируется в первую очередь учредителями компании, советом директоров и т. п. Так что либерализация законодательства вполне оправданна»,— убежден Неведеев.

В то же время некоторые эксперты высказывают предположения, что разработчиками законопроекта двигали мотивы, весьма далекие от желания ограничить вмешательство государства в экономику. По мнению Юлии Мельниковой, изъятие этой статьи из КоАПа может стать лишь первым шагом на пути внесения аналогичной статьи в УК. «Это будет соответствовать логике усиления государственного контроля над законностью корпоративного управления. Впрочем, в УК понятие „дисквалификация” не обозначено, поэтому либо его придется вносить в виде поправки, либо в качестве меры наказания использовать статью 44 УК, которая предусматривает наказание в виде запрета занимать те или иные должности и заниматься теми или иными видами деятельности»,— считает Мельникова.

Начать дискуссию