Павел Миледин
Проведенный "Ведомостями" опрос ведущих московских компаний подтвердил
опасения, что вступление в силу закона об обязательном страховании автогражданской
ответственности увеличит стоимость полисов. Разработчики закона разводят руками,
а страховщики оправдываются тем, что обязательный полис включает страхование
ГО за причиненный ущерб жизни и здоровью, а подорожание коснулось в первую
очередь Москвы.
Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев" вступил
в силу 1 июля. Стоимость полиса рассчитывается на основе базового тарифа с
учетом ряда коэффициентов, зависящих в том числе от водительского стажа страхователя,
региона проживания и мощности двигателя автомобиля. Базовый тариф утверждается
правительством раз в полгода. Сейчас он установлен на уровне 1980 руб. Для
Москвы действует коэффициент 2 и базовая стоимость полиса составляет 3960 руб.
($130,7).
После того как правительство утвердило тарифы ОС АГО, эксперты высказали опасения, что стоимость полиса увеличится. Страховщики возражали, что страховка не подорожает, а если и подорожает, то несущественно.
Сейчас, спустя почти месяц после вступления закона в силу, можно попытаться ответить на этот вопрос. Чтобы сравнить стоимость полиса до и после принятия закона, нужно в дополнение к полису обязательного страхования купить добровольный и увеличить лимит ответственности.
Дело в том, что из 400 000 руб. лимита ответственности обязательного полиса 240 000 руб. приходится на ущерб жизни и здоровью и только 160 000 руб. ($5280) - на ущерб имуществу. При этом, если ущерб причинен только одному автомобилю, лимит ответственности составляет 120 000 руб. ($3960). Этого может оказаться недостаточно, и те, кто раньше покупал полис добровольного страхования ГО, как правило, выбирали лимит $10 000 или даже $20 000.
Раньше цена полиса добровольного страхования автогражданки почти не зависела от марки автомобиля. В отличие от него стоимость полиса обязательного страхования зависит от модели - через мощность двигателя. Для сравнения мы выбрали Peugeot 406. Это довольно популярная и не очень дорогая иномарка с двигателем средней мощности, 117 л. с.
В марте полис с лимитом ответственности $10 000 в ведущих московских компаниях стоил для этой машины в среднем $150 (см. таблицу). Однако только обязательная страховка для этой марки стоит $169. Увеличение страхового покрытия до $10 000 в разных компаниях обойдется в $20 - 80. Получается, что полис подорожал в среднем на 40% (см. таблицу).
Из опрошенных "Ведомостями" компаний самый дорогой полис оказался у "Росгосстраха". В одном из офисов компании "достраховаться" до $10 000 предложили за $81. Руководителя департамента автострахования "Росгосстраха" Валерия Никитина это озадачило, ведь компания указаний по "дострахованию" не рассылала. "Они занимаются самодеятельностью", - говорит он.
Самой дешевой ($20) оказалась "РЕСО-Гарантия". Заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов объясняет это тем, что большинство убытков приходится на мелкие аварии, в пределах $3000, и покрывается обязательным полисом. У "РЕСО" страховка подорожала на 7,3%. Упала она только у "Ингосстраха", который в марте установил максимальную ставку - $260.
Разработчики закона затруднились объяснить удорожание автогражданки при переходе к обязательному страхованию. "Это сложно комментировать", - сказал один из авторов закона, президент Всероссийского союза страховщиков и депутат Александр Коваль. По его словам, базовый тариф "не так высок", а добровольное "дострахование" Коваль считает "проблемой страховщиков и их клиентов". Директор Российского союза автостраховщиков Андрей Слепнев не стал комментировать рост цен.
Страховщики считают сравнение не совсем корректным. "В договоре обязательного страхования больше рисков, чем в добровольном, - говорит Иванов из "РЕСО-Гарантии". - В частности, возмещается ущерб здоровью, невозможен отказ в выплате, если застрахованный был в нетрезвом состоянии". По мнению Никитина из "Росгосстраха", подорожание полисов коснулось в основном Москвы из-за высокого регионального коэффициента и большого количества мощных иномарок. "У нас [по системе "Росгосстраха"] средний взнос за обязательный полис - около 1200 руб. ", - говорит Никитин. "Жители Москвы платят больше, чем нужно, чтобы регионы платили меньше, а владельцы иномарок - чтобы отечественные автомобили обходились дешевле", - объясняет Иванов из "РЕСО-Гарантии". А руководитель Ассоциации страховщиков России Алексей Зубаков объясняет рост цен завышением тарифов. "Статистических данных не было, вот и подстраховались", - считает он.
Если действие полиса добровольного страхования истекает в следующем году
или автовладельцу надо пройти техосмотр, то ему придется "конвертировать" свой
полис добровольного страхования в обязательный. При этом добровольный полис
расторгается, а оставшиеся до конца его срока взносы засчитываются в качестве
платежа по обязательному, объясняет начальник отдела ОС АГО "Группы Ренессанс
Страхование" Игорь Терехов. Но он обойдется дороже. А "Гута Страхование",
по словам заместителя гендиректора Ирины Жачкиной, при этом вычитает 15% оставшейся
суммы "на ведение дел". Кроме того, клиенты лишаются скидок, заработанных
годами безаварийной езды, - ведь обязательный тариф для всех одинаков.
Комментарии
1