Законопроекты

Штрафы за экологические нарушения увеличат

Вчера в первом чтении Мосгордума приняла поправки в природоохранное законодательство.

Мосгордума вчера в первом чтении приняла поправки в природоохранное законодательство Москвы, ужесточающие ответственность за экологические правонарушения. Так, например, водителей за парковку на газонах предложено штрафовать на 2-2,5 тыс. руб., а граждан за порчу деревьев – на 1,5-2 тыс. руб. Правом выписывать такие штрафы будут наделены инспекторы ГИБДД. Эксперты считают, что эта инициатива противоречит федеральному законодательству.

Вчера на заседании Мосгордумы был представлен проект поправок в природоохранное законодательство города, значительно ужесточающий административную ответственность за правонарушения в этой сфере, а также вводящий новые штрафы. Как заявил глава столичного департамента природопользования Леонид Бочин, представлявший проект, это продиктовано "правоприменительной практикой". "Не все совершаемые в Москве правонарушения в сфере экологии подпадают под определенные статьи,– заявил он.– Надо устранить эти упущения". Упущения господин Бочин предложил устранить так. В законе "О защите зеленых насаждений", по его мнению, необходимо ужесточить ответственность за порчу и уничтожение зеленых насаждений: за незаконную вырубку деревьев штрафовать должностных лиц на 20 тыс. руб. (сейчас 15 тыс. руб.), а юридических лиц – на 80 тыс. руб. (сейчас 50 тыс. руб.) Отметим, что для физических лиц штрафы не увеличиваются. Кроме того, закон было предложено дополнить новыми статьями. Во-первых, штрафами за пересадку деревьев без соответствующего на то разрешения (должностных лиц, совершивших это правонарушение, штрафовать на 10 тыс. руб., а юридических лиц – на 100 тыс. руб.). Во-вторых, ответственностью за парковку автомобилей на "озелененной территории", проще говоря, на газонах (водителей в этом случае предлагается штрафовать на 2-2,5 тыс. руб.).

Наконец, было предложено расширить перечень должностных лиц, наделенных полномочиями выписывать штрафы за нарушения природооохранного законодательства Москвы. Сейчас такими полномочиями обладают, к примеру, сотрудники экологической милиции и госинспекторы по охране природы, однако господин Бочин предложил усилить их участковыми милиционерами и сотрудниками ГИБДД. Так, участковых предложено снабдить правом составлять протоколы на дворников и ДЕЗы, "нарушающие правила применения противогололедных реагентов", а также на граждан, незаконно торгующих животными и растениями из столичной Красной книги, и на водителей грузовиков, сбрасывающих снег в реки и другие неразрешенные места. Правда, сколько именно должен рассыпать реагентов дворник, чтобы не быть оштрафованным, глава столичного департамента природопользования не пояснил. Кроме участковых правом выписывать экологические штрафы предложено наделить и инспекторов ГИБДД, например, за отломанную от дерева ветку (на 1,5-2 тыс. руб.), что может быть классифицировано как упомянутая выше порча зеленых насаждений, а также за парковку автомобилей на газонах.

Депутаты приняли поправки в природоохранное законодательство города в первом чтении, договорившись взять десять дней на уточнение списка наказуемых правонарушений.

Эксперты указывают на незаконность столичных инициатив. "В Кодексе об административных правонарушениях четко указано, за что сотрудники ГИБДД имеют право составлять протоколы. Экологических преступлений там нет,– пояснил Ъ глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.– То, что хотят внедрить, будет противоречить федеральному законодательству". Кроме того, господин Травин недоумевает, "какое отношение ГИБДД имеет к ободранному дереву". "Оно же не на дороге растет,– возмущается он,– ГИБДД должна обеспечивать безопасность движения, а не деревьев". Главный специалист юридического отдела Объединения административно-технических инспекций Москвы Дмитрий Чубуков считает ужесточение штрафов излишним. "20 тыс. руб. за срубленный кустик, например, с дворников мы брать не сможем – у них и денег-то таких нет",– заявил он.

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ, ИВАН Ъ-БУРАНОВ

Начать дискуссию