Ведомство Германа Грефа предлагает в разы
увеличить объемы сделок с акциями, для которых требуется разрешение антимонопольного
ведомства. Предпринимателей инициативы чиновников радуют.
Сейчас, чтобы приобрести больше 20% акций какой-либо компании или потратить на
любой пакет больше 20 млн руб. , покупатель должен обращаться за разрешением
в Министерство по антимонопольной политике. При этом заявитель представляет чиновникам
ходатайство, учредительные документы, а также балансы и специальные отчеты по
объему поставки продукции и услуг на рынок за последние два года. По закону МАП
обязан рассмотреть документы в течение месяца, но если есть сомнения в достоверности
документов, срок может быть увеличен еще на 20 дней.
А в понедельник Минэкономразвития отправило на согласование законопроект, увеличивающий денежный порог для выдачи разрешений на сделку в 100 раз - до 2 млрд руб. , а размер пакета, для покупки которого нужно разрешение МАПа, - до 50%. "Мелкие слияния никак не влияют на ограничение конкуренции, - поясняет логику министерства первый замминистра Михаил Дмитриев. - Наше предложение позволит МАПу переключиться на реальную работу по поддержанию конкурентных отношений в экономике, т. е. отслеживать только те сделки, которые необходимо".
При нынешнем порядке система МАПа действительно перегружена и неповоротлива. "Наши клиенты вынуждены тратить время на получение в МАПе разрешения на сделку даже внутри одной и той же группы компаний, хотя в этом нет никакой необходимости, поскольку влияния на конкуренцию такие операции не оказывают", - говорит старший менеджер российского отделения PricewaterhouseCoopers Андрей Наруцкий. "Процедура [получения разрешения] занимает около полутора месяцев, требует предоставления огромного количества разных документов и, соответственно, отвлекает ресурсы на то, чтобы все это готовить", - говорит один из юрисконсультов "Северсталь-груп". По этой причине, например, при покупке контрольного пакета акций Заволжского моторного завода в 2001 г. "Северсталь" оформила акции на ООО "Агава-инвест" (19,9% ), ЗАО "Партнер-плюс" (18,9% ), формально не связанные с группой, и на ОАО "Северсталь-инвест" (11,27% ).
Сделки с 19,9% акций вообще пользуются популярностью именно из-за того, что позволяют избежать внимания чиновников.
МАП и сам второй год заявляет, что систему надо менять. Чиновники просто не справляются с огромным потоком ходатайств: за 2001 - 2002 гг. их количество увеличилось в три раза - до более чем 2000. Ссылаясь на большую загруженность сотрудников, МАП уже почти два месяца не может выдать заключение на обмен 72% акций "Сибнефти" на 26,01% акций "ЮКОСа".
Но предложение Минэкономразвития антимонопольное ведомство озадачило. "Месяц назад Минэкономразвития направило нам отрицательное заключение на наши предложения на ту же тему", - говорит замминистра Сергей Дудкин. МАП тогда предлагал такое же - до 2 млрд руб. - повышение денежного порога и изменение принципа регулирования в зависимости от размера приобретаемого пакета: разрешение требовалось бы, только если пакет акций приобретателя превысил бы 50% плюс одна акция, 66% либо 75% плюс одна акция.
Зато предпринимателям предложения реформаторов нравятся. "Прямо настоящая дебюрократизация! - радуется высокопоставленный менеджер "Русала", консолидировавшего три года назад акции зависимых компаний. - Может, [чиновники] предложат еще и уведомительный порядок [проведения всех сделок]? " "Процедура совершения сделок, безусловно, упростится, - отмечает Владимир Рыскин, главный исполнительный директор финансовой корпорации "НИКойл", получавшей разрешение в МАПе на приобретение 26% акций компании "Айс-Фили" и 70% Автобанка. - А это существенное сокращение бюрократических мытарств".
Впрочем, по мнению аналитика "Тройки Диалог " Елены Красницкой, предприниматели будут обходить и новые требования антимонопольного контроля, например дробя пакеты до неподконтрольного уровня: "Ослабление дисциплинарных ограничений не изменит эту практику".
Начать дискуссию