ВЭД

Таможенники укрепили «забор» между Россией и Европой

Российские таможенники сделали еще один шаг в сторону усиления контроля за товарооборотом между Россией и европейскими странами.

Российские таможенники сделали еще один шаг в сторону усиления контроля за товарооборотом между Россией и европейскими странами. В конце прошлой недели Федеральная таможенная служба (ФТС) договорилась с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) о взаимном обмене информацией в электронном виде. Опрошенные «Бизнесом» эксперты не исключают, что с введением системы в строй сократится объем махинаций, связанных с уплатой экспортного НДС и занижением таможенной стоимости ввозимых товаров. Нововведение выгодно и законопослушным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так как позволит сократить временные издержки при прохождении груза через границу.

Как выяснил «Бизнес», сейчас данные о товарообороте между Россией и европейскими странами по версии ФТС и этих стран зачастую разнятся в полтора-два раза (см. таблицу). Во многом это следствие применения различных нелегальных схем, разработанных с целью минимизировать таможенные платежи или добиться от государства возмещения реально не уплаченного НДС с экспортируемых товаров. Введения новой системы обмена информацией между таможенниками из России и европейских стран приведет к усилению контроля над экспортно-импортными операциями и устранению столь разительных противоречий в таможенной статистике.

Сотрудничество российских таможенников с европейским бюро началось еще в 2000 году, когда Государственный таможенный комитет (ГТК) договорился с OLAF о создании системы взаимного обмена информацией о товарах повышенного риска. До сих пор информационный обмен осуществлялся в ручном режиме, при котором операторы непосредственно участвуют в получении требуемых данных.

«Ручная система обмена занимала много времени на обработку информации,— говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.— Если раньше европейские страны предоставляли нашим таможенникам информацию по запросу, то теперь это будет происходить в автоматическом режиме».

Новые правила, по словам их разработчиков, снизят уровень вмешательства операторов в работу системы до 10%.

На первом этапе в течение двух ближайших месяцев одновременно будут функционировать обе системы: и ручная, и автоматизированная, после чего страны полностью перейдут на электронный обмен информацией. «Скорее всего, на первом этапе российские таможенники повышенное внимание будут уделять импорту из стран ЕС товаров, которые входят в группу риска,— говорит Валерий Глыздов.— Электронный обмен позволит получать более точную информацию об импортируемых товарах и, таким образом, поможет таможенникам бороться с занижением таможенной стоимости, заявляемой участниками ВЭД на границе».

Также эксперты не исключают, что электронный обмен информацией усложнит применение экспортерами незаконных схем возврата НДС. «Таможенники будут располагать информацией и об экспортируемых товарах. И если она вызовет сомнения, таможня сможет провести соответствующие проверки и выявить недобросовестные схемы. Однако кардинально решить проблему уплаты НДС электронный обмен не в состоянии»,— убежден директор по странам СНГ компании STS Logistics Рустам Юлдашев.

В свою очередь участники ВЭД надеются, что внедрение системы электронного обмена информации ускорит прохождение грузов. «Возможно, что получение предварительной информации освободит компании от необоснованных подозрений при прохождении таможенного контроля,— говорит Рустам Юлдашев.— Главное, чтобы ФТС провела разъяснительную работу с участниками ВЭД перед тем, как внедрить эту систему, чтобы не было никаких сюрпризов». По словам Валерия Глыздова, скорость прохождения грузов будет зависеть от работы внутренней системы ФТС. «Поступающая информация будет направляться сначала в Москву, в главный офис ФТС, и только потом рассылаться по таможням»,— отмечает эксперт.

«Бизнес»: Центробанк и Минфин нашли еще один способ обуздать инфляцию.

Как заявил в пятницу первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, ЦБ и Минфин предлагают формировать стабфонд не только за счет экспортных пошлин на сырую нефть, но и за счет вывозной пошлины на газ и нефтепродукты. Большинство экспертов мысль чиновников называют вполне разумной.

Ограничение денежного предложения на внутреннем рынке, говорят они, может притормозить рост цен, однако вряд ли оно ускорит экономический рост.

По словам Алексея Улюкаева, предложения по изменению механизма формирования стабфонда уже внесены в правительство в пакете антиинфляционных мер. Напомним, что Минфин и Минэкономразвития предлагают целый комплекс мер по борьбе с ростом цен. В частности, чиновники предлагают не допустить превышения непроцентных расходов федерального бюджета выше уровня, определенного в трехлетнем финансовом плане, а также не допустить повышения цены отсечения для формирования стабфонда выше уровня $27 за баррель. Кроме того, в планах разработчиков антиинфляционной программы — добиться снижения притока валюты и ограничить внешние заимствования госкомпаний и предприятий со значительной долей государства, а также стимулировать их замещение внутренними заимствованиями.

Как оказалось, ЦБ и Минфин придумали еще один способ сдержать рост цен, в первую очередь за счет ограничения денежной массы на внутреннем рынке. Улюкаев предлагает зачислять в стабфонд пошлину не только на сырую нефть, но и на газ и нефтепродукты.
Эксперты напоминают, что сама по себе идея Минфина и ЦБ не нова, но в то же время соглашаются, что она может оказаться вполне эффективной для сдерживания роста цен. «Улюкаев предлагает стандартный вариант решения проблемы — ограничить приток денег от экспорта нефти, доходы от которого являются главным источником наполнения российской экономики.

Это должно уменьшить объем денежной массы,— говорит вице-президент компании „Атон” Вадим Сосков.— Идея в принципе неплохая— действительно, это может помочь в сдерживании инфляции».

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин отмечает, что действующий механизм формирования стабфонда пока себя не оправдывает: «На практике наблюдается превышение денежного предложения над спросом. Поэтому ЦБ в борьбе с инфляцией приходится выравнивать это соотношение, ограничивая предложение до уровня спроса. Я поддерживаю инициативу ЦБ. Если часть доходов, получаемых экспортерами газа, направить в стабфонд, то у ЦБ появятся дополнительные возможности регулирования денежной массы на рынке. Такие меры не ускорят рост экономики, но помогут снизить инфляцию».

В то же время главный экономист ИК «Тройка-диалог» Евгений Гавриленков сомневается в том, что ЦБ и Минфину таким образом удастся серьезно затормозить рост цен. «Статистика динамики инфляции показывает отсутствие сильной связи между ростом цен и увеличением денежной массы.

Есть много других факторов, способствующих инфляции.

Пока сложно сказать, как сильно увеличится объем стабфонда, потому что нет формулы расчета средств, которые будут туда поступать. Но ясно, что доходы фонда от пошлин на газ будут не такими высокими, как от нефти»,— отмечает он.

Начать дискуссию