Светлана Иванова
Анастасия Онегина
Ведомости
28 июля 2003
Миф об НДС как самом собираемом налоге на прошлой неделе развенчали сразу несколько известных экономистов. По расчетам Экономической экспертной группы, собираемость НДС не превышает 62% , а эксперты ЦЭФИР и РСПП считают, что налог собирается не более чем на 50%.
Статистика МНС из года в год показывает почти 100% -ную собираемость НДС. К примеру, по данным за первые шесть месяцев 2003 г. этот показатель превышает 99%. Радость налоговиков омрачает лишь то, что около трети собранного НДС приходится возвращать экспортерам. Налоговики убеждены, что в этой сумме велика доля неправомерно возмещаемого НДС. Какая именно - МНС не уточняет, но причиной проблем считает фирмы-однодневки. По мнению налоговиков, на однодневки недобросовестные налогоплательщики переводят большую часть добавленной стоимости, а затем фирма исчезает, не заплатив налоги. Ее контрагенты по закону не несут никакой ответственности за действия мошенников и предъявляют к возмещению НДС, который не был уплачен в бюджет.
Безуспешно испробовав много способов борьбы с мошенниками, правительство вынашивает новую идею - ввести спецсчета для операций с НДС, с которых деньги можно переводить исключительно для уплаты НДС поставщику или бюджету.
Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич сделал свои расчеты, пытаясь оценить эффективность идеи спецсчетов. Он пришел к выводу, что уровень собираемости НДС в России на самом деле не превышает 62%. Экономист рассказал "Ведомостям", что вначале вычислил сумму налоговой базы по каждой из ставок НДС - 20% , 10% и 0% , а затем умножил полученные значения на нужную ставку и получил объем налога, который теоретически должен собираться с созданной в экономике добавленной стоимости.
Гурвич пришел к выводу, что, снизив базовую ставку НДС с 20% до 18% , правительство в 2004 г. добьется роста собираемости НДС на 6% - до 68% , и то при условии "идеальной системы администрирования НДС". По мнению экономиста, увеличение собираемости до среднего по развитым странам уровня 80% позволит снизить базовую ставку НДС только до 15,2%. Гурвич считает, что проблему неправомерного возмещения НДС поможет решить введение спецсчетов.
Оценки Гурвича поддерживают эксперты ЦЭФИР Мария Горбань, Сергей Гуриев и Ирина Левина. По их расчетам, российский бюджет собирает не более 65% причитающегося ему по закону НДС. "Официальные оценки завышают добавленную стоимость в производстве товаров и услуг, облагаемых по льготным ставкам, чтобы оптимизировать налоговые платежи, поэтому реальная собираемость еще ниже, на уровне 50% ", - полагают эксперты. Такую же оценку - около 50% - получили эксперты налогового комитета РСПП, которые на этом основании предлагают правительству снизить основную ставку НДС в два раза - до 10%.
Более оптимистичен постоянный представитель МВФ в Москве Гухун Квон. По его мнению, коэффициент собираемости НДС в России находится на уровне стран - членов ОЭСР - 80 - 85%. Эту цифру Квон получил, вычтя из налоговой базы чистый экспорт (по его оценке - 11% ВВП) , расходы на инвестиции (17% ВВП) и потери от льгот по НДС (2% ВВП) , а затем умножив ее на ставку налога и сравнив полученную сумму с фактическими сборами.
Эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин полагает, что оценки Квона ближе к истине, поскольку он не включает в налогооблагаемую базу теневой сектор, который совсем не платит налогов. По мнению Трунина, расхождение оценок с данными МНС происходит еще и потому, что "налоговики оценивают только то, что видят". "Если компания не задекларировала налог, он в их статистику просто не включается. Собираемость НДС для них - это разница между начисленным налогом и фактически уплаченным", - поясняет эксперт.
Трунин говорит, что разница между начисленным и уплаченным НДС - это по большей части и есть сумма, "уведенная" однодневками: "Ведь когда однодневка проводит сделки, она делает это совершенно легально, и ее деятельность отражается в налоговой статистике. Когда она исчезает, и получается недоимка". Судя по статистике за первые шесть месяцев 2003 г. , масштаб махинаций с помощью фирм-однодневок не такой угрожающий, как это пытается представить МНС. Разница между начисленным и уплаченным НДС составляет около 2,5 млрд руб. за полугодие. "Эта цифра может быть немного больше, потому что МНС включает в общую сумму поступлений доходы, начисленные в прошлых периодах, но в любом случае это не десятки миллиардов", - говорит Трунин.
Его мнение подтверждает начальник управления международного сотрудничества и обмена информацией МНС Елена Толгская. В минувший четверг она рассказала, что ее управление ежемесячно проверяет соответствие примерно 600 заключенных российскими компаниями контрактов с зарубежными партнерами. Приблизительно в 1% случаев обнаруживается отсутствие компании за рубежом, с которой заключен контракт.
НДС не платят. Хотя МНС утверждает обратное
Миф об НДС как самом собираемом налоге на прошлой неделе развенчали сразу несколько известных экономистов.
Начать дискуссию