Офшоры

«Бизнес»: ОЭЗ уходит в песок

Программа создания в России особых экономических зон (ОЭЗ), шумно инициированная полгода назад, уходит в песок.

Программа создания в России особых экономических зон (ОЭЗ), шумно инициированная полгода назад, уходит в песок. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил вчера, что на первоначальном этапе целесообразно создать шесть-семь ОЭЗ: четыре-пять техниковнедренческих и две— промышленно-производственные.

Такой вывод эксперты МЭРТ, входящие в состав конкурсной комиссии, оценивающей шансы регионов на создание ОЭЗ, сделали по итогам рассмотрения 29 заявок на право создания технико-внедренческих ОЭЗ и 41 заявки на право создания промышленно-производственных ОЭЗ.

В своем выступлении Герман Греф не привел обоснований столь высокого отсева претендентов, однако главная причина строгости конкурсной комиссии, вероятно, довольно прозрачна: регионы недостаточно качественно обосновали свои заявки.

В российской практике немало историй отвратительного воплощения самых здравых идей. Процесс создания ОЭЗ тоже может попасть в порочный круг: нет хороших заявок — нет ОЭЗ — нет эффекта, ожидавшегося при их создании.

Почему нет эффекта? А потому, что нет сильных заявок. Почему нет сильных заявок? А потому, что ОЭЗ не дают ожидаемого эффекта.

Похожая эпопея уже который год происходит, например, с банковским кредитованием любого промышленного производства. Банкиры жалуются на непроработанные заемщиками кредитные заявки и денег им, соответственно, не дают. Промышленники, наблюдая результат рассмотрения поданных заявок, делают вывод: в таких банках денег нам не дадут никогда.

Может ли постичь подобная печальная участь и особые зоны? Греф заверил, что после первого отборочного конкурса, результаты которого будут подведены на следующей неделе, пройдет еще один — то ли в следующем, то ли в 2007 году.

Такая неопределенность только укрепляет подозрения в незавидных российских перспективах «локомотивов экономики» (или как там еще принято называть ОЭЗ). Вряд ли даже сам министр экономического развития знает, какие вопросы будут стоять в экономической повестке 2007 года и найдется ли там место для особых зон.

Жесткий государственный подход по принципу«и сам не ам, и другим не дам» оправдан, скажем, при возможном выборе направлений использования средств, накопленных в стабфонде, то есть в случае, когда речь идет о разовом вливании казенных денег в хозяйственные проекты. Думается, что эксперты МЭРТ достаточно компетентны, чтобы почувствовать разницу между этими ситуациями.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию