Законопроекты

Налоговая амнистия откладывается на 62 рабочих дня

Из-за длительных согласований закона с администрацией президента Госдума может не успеть принять его до нового года.

Начало действия налоговой амнистии откладывается минимум на полгода. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов признал, что из-за длительных согласований закона с администрацией президента Госдума может не успеть принять его до нового года.

Эксперты отмечают, что это уже второй налоговый законопроект (после закона о совершенствовании налогового администрирования), принятие которого откладывается из-за нерасторопности чиновников.

Законопроект о введении упрощенного порядка декларирования доходов, с которых ранее не были уплачены налоги, Минфин готовит уже на протяжении нескольких месяцев. Напомним, что о необходимости провести налоговую амнистию заявил весной этого года Владимир Путин. Изначально планировалось, что граждане смогут задекларировать в упрощенном порядке свои доходы, переведя их на счета в российские банки и уплатив 13% налога. Минфин должен был подготовить и внести в Госдуму соответствующий законопроект к 1 сентября 2005 года. Но в конце лета министерство, не успевшее до конца проработать все параметры законопроекта, получило от правительства месяц отсрочки для согласования спорных вопросов с администрацией президента. Предполагалось, что законопроект вступит в силу с 1 января 2006 года. Но вчера Сергей Шаталов заявил, что «начало действия амнистии может быть сдвинуто на 1 июля».

«И так уже все сроки нарушены,— с негодованием прокомментировал заявление Шаталова источник „Бизнеса” в одном из федеральных органов власти, знакомый с ситуацией.— Я не вижу никаких препятствий, чтобы принять этот законопроект вовремя и чтобы он вступил в силу уже с нового года». Впрочем, как отмечает директор налогового департамента «Объединенных консультантов ФДП» Алексей Котиков, чиновники не первый раз откладывают принятие важных законопроектов. «Но ничего страшного я в этом не вижу— не так уж важно, когда закон вступит в силу, главное, чтобы работал»,— считает он.

О том, как должен будет работать этот закон, Сергей Шаталов также рассказал вчера, обнародовав окончательные условия проведения налоговой амнистии. По его словам,граждане смогут легализовать свои доходы, заполнив «максимально упрощенную декларацию», в которой не придется указывать ни источник, ни время получения дохода. Также сохранено требование об уплате 13процентного налога на доходы с задекларированных таким образом средств. После этого на декларации будет проставлена отметка инспекции об уплате, и «обязанность по уплате налога может считаться исполненной», рассказал Шаталов.

Для этого даже необязательно вносить деньги на счет в банке, подчеркнул замминистра финансов.

«Теперь смысл законопроекта состоит в том, что государство как бы говорит гражданину: ты не виноват, что тогда не платил налоги, потому что налоги были высокие, и ты не преступник»,— комментирует источник «Бизнеса» в правительстве. В свою очередь сам Сергей Шаталов считает, что налоговая амнистия — это не что иное, как «покупка индульгенции для граждан и индивидуальных предпринимателей».

Прозрачный в изложении Шаталова механизм амнистии у экспертов, тем не менее, пока вызывает вопросы. «Как юристу мне пока сложно понять, как именно он будет действовать.

По-видимому, придется вносить какие-то изменения в Уголовный кодекс»,— полагает Алексей Котиков. Механизм реализации налоговой амнистии потребует внесения поправок и в Налоговый, и в Уголовный кодексы, соглашается юрист компании Legas Андрей Зеленин. «Может быть, чиновники собираются указать, что человека, задекларировавшего в упрощенном порядке свои доходы, нельзя будет привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности»,— предполагает он.

Впрочем, по мнению экспертов, даже в таком упрощенном варианте налоговая амнистия работать не будет. «Я не уверен, что даже проведенная на таких условиях налоговая амнистия принесет какую-нибудь пользу для бюджета, и не думаю, что она как-то повлияет на улучшение делового климата,— просто бизнес сейчас слишком не доверяет власти»,— опасается зампредседателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.

Начать дискуссию