Законопроекты

Россия переманивает флот из офшоров

Государство решило вернуть под свою юрисдикцию российские суда, зарегистрированные в офшорах, а заодно заработать на налоговых поступлениях от моряков.
Россия переманивает флот из офшоров

Государство решило вернуть под свою юрисдикцию российские суда, зарегистрированные в офшорах, а заодно заработать на налоговых поступлениях от моряков. Вчера Госдума приняла в третьем чтении закон, в соответствии с которым будет создан Российский международный реестр судов, включение в который обеспечит судовладельцам налоговые и таможенные льготы (Клерк.Ру сообщал об этом вчера). Правда, эксперты сомневаются, что эта инициатива заинтересует судовладельцев, так как даже с учетом льгот налоговая нагрузка на суда под российским флагом по-прежнему будет выше, чем для судов, ходящих под флагами некоторых других государств.

По закону в реестр будут заноситься суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также сдающиеся в этих целях в аренду. Регистрировать суда в реестре будут капитаны морских торговых портов, перечень которых будет утвержден правительством.

По расчетам разработчиков закона, если удастся убедить судовладельцев вернуть из-за границы зафрахтованные там российские суда, то стоимость российского торгового флота может составить $13 млрд.

Возвращать суда под российский флаг власти намерены путем предоставления налоговых и таможенных льгот, в частности введения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Чтобы получить эти льготы, судовладелец будет обязан в течение 45 дней с момента регистрации предоставить в таможенный орган свидетельство о регистрации.

К принятию этого закона власти подтолкнуло резкое сокращение в последние годы российского торгового флота.

С 1995-го по 2004 год дедвейт морского торгового флота под российским флагом сократился с 9,5 млн тонн до 2,6 млн тонн, а валютные поступления от международных перевозок за тот же период уменьшились с $508,7 млн до $200 млн. Стремительное сокращение зарегистрированного в России морского торгового флота связано с высокой долей налогов в стоимости транспортных услуг по сравнению с судами, зарегистрированными под флагами некоторых других государств.

Кроме того, при регистрации в России приобретенных за рубежом судов отечественные судоходные компании должны единовременно оплатить налоговые и таможенные сборы, величина которых достигает 25% от стоимости судна.

Худшие условия заставляют российских судовладельцев регистрировать свои суда под флагами стран с более благоприятным налогообложением. Кроме того, зарубежные банки кредитуют постройку новых судов под более низкие проценты при условии, что впоследствии они будут зарегистрированы в странах с низкими налогами для торгового мореплавания.

Несмотря на готовность властей пойти на значительные уступки, чтобы вернуть былую мощь российскому торговому флоту, источник в Совкомфлоте скептически оценил идею создания российского международного реестра судов. «Проблемы ухода российских судов под иностранные флаги необходимо решать не административными методами, а экономическими.

Идея создания такого реестра неплоха, но на практике она вряд ли реализуема»,— сообщил он «Бизнесу».

Эту позицию разделяет и директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов. Введение нулевой ставки НДС, говорит он, лишь немного снизит расходы судовладельцев при закупке новых судов, однако кардинально ситуацию не изменит: если суда встанут под российский флаг, их владельцам придется платить корпоративные налоги (налог на прибыль и т.

д.), что существенно увеличит их издержки. «Если судно зарегистрировано в норвежском или либерийском международном реестре, оно освобождается от корпоративных налогов и платит только потонную ставку. В странах вроде Либерии и Панамы она составляет примерно $8–15 тыс. в год»,— говорит эксперт. В то же время размер налоговых отчислений в России на судно класса афрамакс составит не менее $1 млн.

По мнению Безбородова, российские судовладельцы вряд ли переведут после введения реестра свои суда под российский флаг. Исключением могут быть «Совкомфлот» и «Новошип», на которые государство может воздействовать административно.

Начать дискуссию