Налоги, взносы, пошлины

Минтранс разработал собственные правила бухгалтерского учета

Обнародован приказ Минтранса России № 153, которым транспортное ведомство утвердило Инструкцию по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. В Инструкции разработаны правила бухгалтерского учета для транспортных организаций.

Обнародован приказ Минтранса России № 153, которым транспортное ведомство утвердило Инструкцию по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. В Инструкции разработаны правила бухгалтерского учета для транспортных организаций.

Сразу скажем, что вообще-то чиновники Минтранса России не должны разрабатывать эти правила, и соблюдать их указания не нужно. Кроме того, работники Минтранса попытались совместить бухгалтерский и налоговый учет, а из-за этого нарушили и закон о бухгалтерском учете, и ряд документов Минфина России (который устанавливает правила бухучета). Например, транспортники указали, что рассчитывая бухгалтерскую прибыль прочие затраты можно увеличить только на те представительские расходы, которые не превышают 4 процента от фонда оплаты труда организации. Остальные представительские расходы, считает Минтранс России, должны включаться во внереализационные. Но это противоречит ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Незаконно и требование Минтранса включать в бухгалтерские затраты не всю стоимость израсходованных организацией ГСМ, а только те затраты, что определены по нормам, утвержденным этим ведомством (которые, к слову, не действуют с 1 июля). Заметим, что инструкцию Минтранса нельзя применять и для налогового учета, поскольку она противоречит НК РФ. Например, в пунктах 3 и 5 Инструкции чиновники пишут, что организации определяют доходы и расходы методом начислений, забыв, что еще существует и кассовый метод.

Правда, есть в инструкции и указания, к которым надо прислушиваться. Например, чиновники сказали, как в бухучете показываются суммы, полученные из бюджета, для компенсации льготного проезда граждан. Эти суммы сначала отражаются как доходы будущих периодов (на счете 98), а потом включаются в доходы отчетного периода (после того, как автоперевозчик спишет расходы на льготные перевозки), иначе говоря на счет 90. Отметим, что поскольку предприятия не учитывают отдельно расходы на льготные, и на обычные перевозки, то они будут списывать доходы будущего периода, когда наступит месяц, за который выплачена компенсация.

Начать дискуссию