В современных условиях международное налоговое планирование остается прерогативой транснациональных корпораций и относительно небольшому бизнесу прибегать к офшорам смысла нет. Об этом 17 апреля в ходе Юридического форума России, организованного газетой «Ведомости», заявил партнер Goltsblat BLP Евгений Тимофеев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, в конце марта Минфин опубликовал свой проект закона об иностранных контролируемых лицах (CFC), под действие которого подпадает очень широкий круг налогоплательщиков, использующих офшорные структуры.
Законопроект распространяет российские правила налогообложения на любые доходы, получаемые в России - даже в том случае, если материнские структуры российских компаний находятся в офшорных юрисдикциях. За нарушение закона о CFC предусматриваются огромные штрафы в размере 20% от всего налогооблагаемого дохода.
«Вопреки стойкому убеждению, офшоры у нас используют в первую очередь не для экономии на налогах, а для защиты активов и возможности урегулировать отношения акционеров иначе, чем это делается в России, - отметил Евгений Тимофеев. - Иначе было бы сложно объяснить, почему, например, две крупнейшие компании (в том числе с госучастием) регистрируют СП на Кипре, которое потом владеет акциями вновь созданной российской компании. Сейчас власти подталкивают бизнес, чтобы подобные сделки оформлялись напрямую. Но законопроект как бы признает проблему недоверия к российскому праву и говорит - вы можете пользоваться офшорными инструментами, если уведомляете об этом государство и платите соответствующий налог».
«Нельзя не отметить, что настоящее международное налоговое планирование доступно только транснациональным корпорациям, у которых в разных странах действительно есть звенья - производственные, сбытовые и так далее, - подчеркнул партнер Goltsblat BLP. - Если же брать не очень большое российское предприятие, то его оффшорная структура от лукавого, это лишь имитация права на бенефиты по международным соглашениям. До сих пор было трудно отличить настоящую копанию от бумажной, но ФНС постепенно вырабатывает критерии. Примерно так же, как вычленяют однодневки: говорят, ребята, а где у вас показаны нормальные обычные расходы на ведение бизнеса? Если их нет, фирма практически всегда создана для схемы. В случае с офшорами получить информацию от иностранного банка сложнее, но мы видим, что ситуация двигается в сторону большей прозрачности, и в этом плане нас ждет еще немало интересных межгосударственных соглашений».
Начать дискуссию