Российский рынок интернет-рекламы переживает сейчас период самого бурного роста в своей истории. По прогнозам экспертов, в 2005 году он увеличится вдвое по сравнению с 2004 годом – его объем составит $100 млн. Одновременно последние социологические опросы показывают, что активная аудитория интернета в 2005 году превысит 10% от населения России. Как подчеркивают специалисты, достижение этих показателей выводит рынок интернет-рекламы на концептуально новый уровень. Теперь рекламой в сети начинают интересоваться крупнейшие компании и рекламные агентства.
По общему мнению участников рынка и экспертов рекламного рынка, предпосылки к активному использованию интернета в качестве рекламного носителя существуют уже несколько лет. Крупные российские интернет-площадки, такие как "Яндекс", "Рамблер", Mail.ru и РБК, были готовы продавать и размещать рекламу и год, и два назад, при этом они могли предложить рекламодателям не только более дешевую, но и более эффективную рекламу. Однако крупнейшие рекламодатели – участники рынка потребительских товаров, производители автомобилей, банковские и страховые компании – до недавнего времени тратили на рекламу в интернете крайне мало. "Интернет в качестве значительного рекламного носителя многие крупные компании долгое время не рассматривали,– говорит аналитик компании J`Son & Partners Борис Овчинников.– До последнего времени в интернете рекламировались только технически ориентированные компании: сотовые операторы, производители компьютеров и телефонов. Но и они зачастую соглашались выделить половину процента своего рекламного бюджета на показ баннеров в интернете. Поэтому такие кампании носили в основном стихийный характер".
Однако уже к концу 2005 – началу 2006 года эта ситуация должна измениться. По словам экспертов и участников рынка, ситуация с интернет-рекламой претерпела серьезные изменения.
Участники рынка называют несколько ключевых изменений, которые произошли на рынке рекламы в российском интернете. Первое и основное изменение – рост аудитории. Во всем мире интернет-аудиторию принято измерять с помощью социологических опросов с репрезентативной выборкой. Респондентам задается вопрос: пользовались ли вы интернетом в последние шесть месяцев? По подсчетам фонда "Общественное мнение", в начале 2004 года утвердительно на этот вопрос отвечало 14,7 млн человек, то есть около 10% населения России. К лету 2005 года этот показатель серьезно вырос и составил 20,9 млн человек. То есть более 14% от всего населения. Как указывают эксперты рынка, интерес рекламодателей к рекламному носителю возникает, когда его охват составляет 12-15% от населения. То есть достаточное для рекламодателей количество людей в российском интернете появилось буквально несколько месяцев назад.
Второе изменение – небольшой объем рынка интернет-рекламы. "Небольшой объем средств, которые крупные рекламодатели могли потратить в интернете еще год-два назад, был серьезной проблемой для входа на рынок крупных рекламодателей,– поясняет генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive Елена Молчанова.– Крупные рекламодатели пользуются услугами крупных сетевых агентств и поэтому в некоторой степени зависят от них в смысле распределения рекламного бюджета. Поэтому если даже крупный рекламодатель захочет в рамках рекламной кампании объемом несколько десятков миллионов долларов выделить сто тысяч долларов на рекламу в интернете, агентство может отговорить его. Просто потому, что это дополнительные организационные сложности – разместить телевизионную рекламу по налаженному каналу и проще, и выгоднее".
По наблюдениям экспертов, этот барьер рынку удалось преодолеть совсем недавно. В начале ноября фактический монополист рынка телевизионной рекламы компания "Видео Интернешнл" объявила о том, что с начала 2006 года через свое подразделение IMHO VI начнет продавать рекламные возможности крупнейшего российского интернет-портала "Яндекс". Аналитики в один голос заявили о том, что контракт IMHO VI и "Яндекса" носит символическое значение для рынка. Крупнейший в России медиаселлер обозначил свое отношение к рынку интернет-рекламы, фактически признав, что этот рынок долгое время был недооцененным. "В результате этого соглашения новые рекламные бюджеты получит не только 'Яндекс', но и все крупные интернет-ресурсы",– полагает Руслан Тагиев, гендиректор компании TNS Gallup AdFact. "Позиция 'Видео Интернешнл' очевидно дает понять, что агентство собирается изменить отношение крупных рекламодателей к интернету,– поддерживает его Елена Молчанова.– После объявления об этом контракте рынок скорректировал свои прогнозы относительно объемов интернет-рекламы в 2005 и 2006 годах. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка в 2005 году должен составить $70 млн, однако сейчас эта оценка кажется очень сдержанной. Можно сказать, что в этом году объем рынка достигнет $100 млн, а в следующем – более $160 млн".
Третье ключевое изменение на рынок интернет-рекламы должна принести инициатива компании TNS Gallup AdFact, которая в октябре объявила о запуске своего проекта по измерению интернет-аудитории. Эксперты говорят, что для увеличения своей доли интернет-компаниям необходимо предоставить рекламодателям систему измерения аудитории, которая была бы идентична той, которая используется при измерении аудитории традиционных СМИ.
"В отличие от традиционных медиа, аудиторию интернет-СМИ можно мгновенно измерить – она, по сути, не нуждается в дополнительных измерениях,– говорит гендиректор агентства AdWatch Лев Глейзер.– Однако крупные рекламодатели привыкли оперировать такими терминами, как "охват аудитории", "рейтинг рекламного носителя". Фактически Gallup не добавит никакого нового знания – она лишь проведет собственный независимый аудит трафика на интернет-площадках. В итоге рекламодатели смогут сравнить традиционные медиа с интернетом по одним и тем же показателям".
По мнению участников рынка, в результате этих изменений сегмент интернет-рекламы должен занять полноценное место на рынке рекламных носителей в России. "В результате решения проблем с аудиторией, объемом рекламных контрактов и системами измерения эффективности интернет-площадки должны стать в России таким же рекламным носителем, как и обычные СМИ и наружная реклама,– говорит Елена Молчанова.– Теперь в интернете можно рекламировать практически все что угодно. Это значит, что в интернет пойдут средства от участников рынка потребительских товаров, которые традиционно тратят на рекламу больше всего. Конечно, интернет не заполнит сразу же реклама пива "Клинское" или моющего средства Fairy: для таких рекламодателей у интернета еще недостаточный охват. Однако рекламу пива Paulaner или водки 'Русский стандарт' теперь в интернете можно будет увидеть". "В интернет придут в массовом порядке производители бытовой техники, автомобилей, банки, страховые компании, даже металлургический бизнес,– добавляет управляющий директор компании OdnaCo/MRM Екатерина Иванова.– Интерес рекламодателей растет очень быстро".
По словам участников рынка, если в 2005 году крупные рекламодатели тратили на рекламную кампанию в среднем $2 млн в год, то в 2006 году этот показатель вырастет до $2,5-3 млн. Причем дефицит рекламных мест в интернете агентства начинают ощущать уже сейчас. По свидетельству крупного агентства по размещению рекламы в интернете, рекламные места на крупных интернет-площадках заняты до конца 2006 года: "Небольшой рекламный объем стоимостью в районе $10 тыс.– это около 3 млн показов – на крупных интернет-площадках уже не купишь".
Впрочем, крупные рекламодатели в основном закупают в интернете так называемую медийную рекламу – показы баннеров. Этот сегмент занимает в интернете 60-65%. Остальная часть приходится на поисковую или контекстную рекламу. Там правила игры совершенно другие, так как эта реклама ориентирована в основном на малый и средний бизнес. Она никак не зависит ни от качества, ни от объема аудитории интернет-площадки. Рекламное объявление выводится пользователям вместе с результатами поиска и напрямую от них зависит. В итоге достигается очень высокая эффективность показа: покупатель точно знает, что он хочет купить, и получает ссылку на компанию, которая предлагает интересующий его товар. Компаний, покупающих такую рекламу в интернете, в России, по различным оценкам, от 10 тыс. до 15 тыс., причем объем средств, которые они готовы тратить на рекламу, весьма велик. По оценкам участников рынка, в 2005 году он составит $35-40 млн, а в 2006 году увеличит свою долю в интернет-рекламе с 35% до 45-50%. "Сегмент рынка поисковой рекламы сейчас развивается в интернете активнее всего,– говорит глава компании 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов.– Лидер этого рынка компания 'Яндекс' за последний год увеличила свои доходы от поисковой рекламы почти вдвое, а потенциал у этого рынка очень высок".
ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ
QIWI станет страусом
QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году
ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО
Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»
Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725
Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.
Курсы повышения
квалификации
18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр
Рособрнадзора
-
Бухгалтер маркетплейса
72 ак. часа Удостоверение в госреестре ФИС ФРДО9 900 ₽28 600 ₽ -
Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах
140 ак. часов Удостоверение в госреестре ФИС ФРДО6 900 ₽24 200 ₽ -
Восемь новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация, Бухгалтерская отчетность
150 ак. часов Удостоверение о повышении квалификации на 150 ак.ч.7 400 ₽24 400 ₽
Ответственность бухгалтера после увольнения
Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.
Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком
Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.
Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей
Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.
Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.
👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии
Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.
Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку
ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.
👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера
Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.
На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу
При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.
Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»
Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.
РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ
Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».
Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена
Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.
В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!
Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.
⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств
Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.
Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи
У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.
👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса
Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.
Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»
Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.
Интересные материалы
- Сервисы для работы с самозанятыми в 2024 году
- Какую онлайн-кассу и ОФД выбрать для бизнеса в 2024 году
- Сопровождение 1С: компании, цены на обслуживание
- Какие компании активнее инвестируют на бирже: результаты исследования «Тинькофф Инвестиции»
- Как отменить перевод в Тинькофф: платформа «Тинькофф Возврат»
- Как изменились обороты маркетплейсов в России за 2023-2024 год — исследование Tinkoff Data
- Сколько зарабатывают самозанятые на маркетплейсах — исследование Тинькофф Бизнеса и PRO Wildberries
ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников
Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.
Начать дискуссию