Компании—держатели баз данных будут обязаны получать письменное согласие на использование персональной информации от каждого клиента. Такое положение содержится в тексте проекта федерального закона «О защите персональных данных», прошедшего 25 ноября первое слушание в Государственной думе.
Потребительские, клиентские и другие базы, содержащие персональную информацию, ведут компании дистанционной торговли, прямых продаж, службы доставки, call-центры, мобильные операторы, банки и страховые компании, многие предприятия торговли и сферы услуг.
Проектом федерального закона «О защите персональных данных» предполагается создание государственного надзорного органа, наделенного полномочиями осуществлять регистрацию всех баз, содержащих персональные данные. Более того, от каждого нового клиента необходимо будет получить письменное согласие на включение в базу его данных. В законопроекте не указана необходимость получения письменного согласия от клиентов, чьи данные уже содержатся в базах, однако участники рынка опасаются, что в процессе регистрации баз в надзорном органе такая необходимость возникнет.
Владельцы баз данных предполагают, что им предстоит заняться дорогостоящей и бесполезной перепиской с клиентами. «Получить официальное согласие от уже зарегистрированных партнеров не так просто. Чтобы обзвонить более 300 тыс. наших независимых дистрибуторов, придется потратить уйму времени, что добавит компании лишней работы и затрат»,— сообщили «Бизнесу» в компании Amway.
Предчувствуют возможные проблемы и в компаниях— операторах мобильной связи, держащих обширные абонентские базы. «Обычно закон обратной силы не имеет. Таким образом, при заключении договоров с абонентами мы исполняем все требования действующего законодательства. Если же упомянутый законопроект будет принят, по всей видимости, нам будет нужно внести дополнительные пункты в абонентские договоры и собрать с клиентов необходимые подписи»,— говорит менеджер «Вымпелкома» по связям с общественностью Евгения Демина.
Пресс-секретарь«Мегафона» Марина Белашева заявила, что не хочет комментировать документ, который не вступил в силу. «В законе будут отмечены все детали»,— уверена она.
Представители МТС от комментариев отказались. Эксперты отмечают, что «неподъемным» законопроект может стать и для мобильных операторов. «Такие расписки возможно получить только при личном посещении абонентом офисов продаж, хотя не все абоненты туда ходят. Кроме того, у некоторых операторов до половины абонентов являются „мертвыми”, а с них получить документы вообще нереально»,— говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Участники рынка отмечают, что внутренние базы данных являются высококонкурентной информацией, и в том, чтобы держать ее в секрете, заинтересованы сами компании. «Любой бизнес будет хранить свою базу данных куда более надежно, нежели чиновники»,— говорит президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева. С ней соглашается совладелец фотохолдинга «Реинвестсервис» Николай Канавин, напоминая, что базы МГТС и ГИБДД широко продаются на открытом рынке: «Опыт показывает, что „огосударствленные” базы данных являются самыми уязвимыми, и мы опасаемся, что планируемая регистрация может нанести ущерб нашим клиентам». По его словам, уже сейчас процесс регистрации клиентов в базе компании происходит с письменного разрешения клиентов, а все служащие, имеющие доступ к данным, дают подписку о неразглашении информации.
Личная информация - только с письменного согласия
Компании—держатели баз данных будут обязаны получать письменное согласие на использование персональной информации от каждого клиента.
Начать дискуссию