Вчера в Федеральной налоговой службе прошло расширенное совещание с участием председателя правительства Михаила Фрадкова. Налоговики продемонстрировали премьеру возможности своих новых информационных систем, с помощью которых они намерены еще жестче контролировать фискальное поведение налогоплательщиков. Достижения налоговиков не смогли отвлечь Михаила Фрадкова от его любимой темы – необходимости кардинального снижения налога на добавленную стоимость. С момента реорганизации Министерства по налогам и сборам в марте прошлого года в федеральную службу столь масштабного мероприятия в здании на Неглинной еще не проводилось. Кроме премьера Михаила Фрадкова в гости к коллегам из ФНС съехались руководители практически всех ведомств, имеющих отношение к пополнению государственной казны: глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов, замминистра финансов Сергей Шаталов, руководитель Роснедвижимости Михаил Мишустин, глава Росфинмониторинга Виктор Зубков, начальник департамента экономической безопасности МВД Сергей Мещеряков.
Причиной сбора этих лучших друзей налогоплательщиков стала подготовленная ФНС презентация ее новых технических возможностей – разработанных службой информационно-поисковых систем. Эту главную часть вчерашнего совещания налоговики сделали закрытой. После скандала с поступлением в продажу очередной компьютерной базы с данными о доходах физических лиц за 2004 год налоговую тайну в ФНС берегут с особой тщательностью. Впрочем, как стало известно Ъ, гостям были продемонстрированы три производственно-информационных комплекса (ПИК): "Аналитика" (предоставление информации о налогоплательщиках по отраслям экономики и регионам для прогнозирования налоговых поступлений), "Инспектор" (данные по конкретным предприятиям, позволяющие среди прочего выявлять взаимозависимость компаний), "НДС" (база для сопоставления данных ФНС, таможенной и пограничной служб; с ее помощью налоговики намерены предотвращать случаи мошенничества при возмещении налога на добавленную стоимость).
Воодушевленный возможностями этих систем Михаил Фрадков потребовал от замминистра финансов Сергея Шаталова начать немедленно применять их на практике. "Мы ждем, пока они будут адаптированы для нас, чтобы не возникло проблем с разглашением налоговой тайны налогоплательщика",– отреагировал на это замминистра. Такой ответ премьера не устроил: "Правительство уже сейчас нуждается в качественном прогнозе при подготовке бюджета. Здесь есть вопросы – к примеру, план сбора доходов в этом году перевыполнен сразу на 70%. Как собрали эти деньги? Посредством так называемого 'налогового терроризма' или за счет роста экономики?"
Досталось от Михаила Фрадкова и главе ФТС Александру Жерихову, докладывавшему о трудностях создания единой информационной базы налоговых и таможенных органов. Эта система необходима службам для получения в режиме реального времени информации о движении товаров через границу и об уплате сопутствующих этому налоговых и таможенных платежей. "Мы застряли на стадии разговоров",– возмутился премьер и поручил немедленно подготовить предложения по размерам требуемого финансирования и срокам создания системы. "Если финансирование будет, мы готовы за шесть месяцев создать такой программный продукт",– поспешил заверить премьера Александр Жерихов.
Кроме демонстрации достижений информатизации глава налоговой службы Анатолий Сердюков вчера обнародовал несколько предложений ФНС по изменению законодательства. Для борьбы с фирмами-однодневками ("50% юридических лиц в России создаются для уклонения от налогов") главный налоговик предложил резко увеличить минимально необходимый для регистрации юридических лиц размер уставного капитала, а также принять законодательство о фирменных наименованиях при регистрации юридических лиц. Для сокращения оттока денег в офшоры ("Из-за этого только в 2004 году потери федерального бюджета от недопоступления налога на прибыль нефтяных компаний составили $2 млрд") господин Сердюков предложил провести инвентаризацию всех заключенных Россией соглашений об избежании двойного налогообложения. Наконец, для более оперативного контроля за деятельностью предприятий обязать организации численностью более 100 человек сдавать налоговые декларации, а также регистры бухгалтерского и налогового учета в электронном виде.
Свои рецепты борьбы с уклонением от налогов и с часто сопутствующим ему отмыванием денег коллегам предложил руководитель Росфинмониторинга Виктор Зубков. По его словам, Минфину и Центробанку следует подготовить программу сокращения наличных расчетов в экономике, составляющих сейчас до 40% всего денежного оборота. "Без этого значительная часть компаний будет оставаться в тени",– уверен финразведчик. Кроме того, для сужения возможностей однодневок Виктор Зубков предлагает разрешить финразведчикам на срок до 45 суток замораживать средства на счетах компаний, подозреваемых в отмывании денег. "После этого можно будет проводить финансовое расследование. Уверен, что за 90% таких денег никто не придет и их в итоге можно будет перечислять в бюджет",– обрисовал новый способ пополнения госказны глава финразведки.
Похвалив усердие налоговиков в создании "единого информационного поля, которое позволит правительству принимать осмысленные решения", Михаил Фрадков в своем итоговом выступлении вновь вернулся к излюбленной теме – необходимости снижения НДС с 18 до 13%. Как известно, недавно Минфин и Минэкономразвития официально доложили премьеру о том, что, по их расчетам, снижение НДС не принесет пользы экономике. Поэтому вчера премьер обратился за поддержкой к ФНС: "Вопрос оголен до простой версии – снижение хорошо для бизнеса, но плохо для бюджета". По его словам, противники сокращения говорят о том, что выпадающие доходы бюджета не могут быть компенсированы. "Вот на этот вопрос я и прошу вас дать ответ с учетом превышения запланированных поступлений в бюджет",– обратился к налоговикам Михаил Фрадков.
Налоговики плетут информационные сети
Вчера в Федеральной налоговой службе прошло расширенное совещание с участием председателя правительства Михаила Фрадкова.
Начать дискуссию