Обложение крупных объектов столичной недвижимости налогом по их кадастровой стоимости пока что далеко от идеала, но это верное и необходимое направление. Об этом в ходе IV Всероссийского конгресса «Налоги. Правовое регулирование 2014 Весна" заявила директор АНО «Институт проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости» Наталия Тахтарова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Москва неожиданно, практически без подготовки ввела у себя исчисление налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов, - отметила Тахтарова. - Но информация по этим объектам должна поступать из государственного кадастра недвижимости, который ведет Росреестр. А в нем просто отсутствуют однозначные классификаторы, которые позволяли бы утверждать – это здание торговое, это торгово-развлекательное, а это офисное. Минэкономики сейчас работает над этим. Надеюсь, до конца года классификаторы появятся, после того как будет принята глава Налогового кодекса о налоге на недвижимость».
Согласно внесенным в закон Москвы дополнениям, с 1 января 2015 года налог на имущество будет исчисляться от кадастровой стоимости следующих объектов:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров (сейчас - 5000 кв. метров)
- отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения.
«Речь больше даже не о зданиях, а о помещениях, - пояснила Наталья Тахтарова. - Когда перейдут на более низкий уровень, то возникнет проблема – почему решили, что это торговый, а не офисный, или смешанный тип? Понятно, что если сказать, что здание используется под склад, значит, оценить его дороже. А там, может под склад используется только три помещения, а остальные - это производственные цеха. Если в здании 5000 м2, это не означает, что все они используются как торговые площади.
В судах отсутствие таких классификаторов отразится – если оценивается использование здания, должен быть легитимный источник оценки назначения.
Закон в Москве действует, как известно, с 2014 года. По результатам 1 квартала ясно, что не будет собрано столько налога, сколько Москва планировала собрать, потому что применяются разные схемы «дробления». Но в принципе подход правильный. Сейчас еще рано говорить, опротестовывают ли налогоплательщики оценку. Они смотрят, выгоден им переход или нет по сравнению с предыдущим вариантом - остаточной балансовой стоимостью. Увеличивать ставку налога в Москве планируется постепенно - с 0,8% от кадастровой стоимости в 2015 году до 2% в 2018-м.
Бизнес, конечно, жалуется – мол, мы в новых условиях не можем выживать. Конечно, в этом есть лукавство. На московской недвижимости «сидит» очень много посредников. Очень много субаренды и субсубаренды. Теперь налог должен платить собственник. И аргумент у противников такой – мол, раз налог повысился, значит, и арендная плата повысится. Это неправда. Арендная плата зависит от соотношения спроса и предложения. А сейчас у собственников как раз появляется мотивация к тому, чтобы включать в оборот все свои помещения, поскольку налог платить придется в любом случае. И в итоге исчезают посредники между собственником и арендатором.
Этот бизнес, когда организация выигрывает конкурс на пять лет, а потом дробит площади и сдает их в субаренду, будет сворачиваться. Собственники получают стимул для более грамотного использования своих объектов».
На недавних слушаниях в Госдуме руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников сообщил, что в первом квартале 2014 года офисная недвижимость в Москве подешевела в среднем на 3-7%. Система, тем не менее, требует дополнительной настройки, заявил Решетников. По его словам, почти четверть от общего объема площадей выводится из-под действия закона. Каждый шестой квадратный метр торгово-офисной недвижимости зарегистрирован на физические лица, которые не платят налог на имущество организаций. Каждый 14-й объект в столице оказался «де-юре» раздробленным между компаниями, использующими УСН или применяющими налоговые льготы.
С 2015 года многие «серые» схемы, имитирующие малый бизнес, уже не смогут работать, подчеркнул министр столичного правительства.
Начать дискуссию