Внесенный весной в Государственную Думу законопроект о налоговых злоупотреблениях нарушает баланс в отношениях предпринимателей с контролирующими органами и резко усиливает прессинг государства по отношению к бизнесу. Об этом 23 сентября в ходе брифинга на тему «Новые тренды в экономической политике России. Взгляд экспертов на главные новостные поводы этой осени» заявил руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Законопроект, разработанный главой думского комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, предусматривает введение в Налоговый кодекс РФ статьи 21 под названием «Пределы осуществления налогоплательщиками своих прав».
«По сути, предлагается легализовать в НК полномочия налоговых органов, которыми они пользуются на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53, при этом рамки таких полномочий не определяются и ничем не ограничиваются, - отметил Вадим Зарипов. - Соответствующие, адекватные для полноценной защиты, права и гарантии налогоплательщикам не предоставляются.
Особое беспокойство вызывают предложения Следственного комитета в налоговой сфере. Так, включение в НК РФ норм о налоговых злоупотреблениях мыслится их представителями как основа для того, чтобы приравнять в УК РФ налоговые злоупотребления к налоговым преступлениям. Ситуация усугубляется нескрываемым желанием СКР отменить специальный порядок возбуждения уголовных дел, требующий наличия решения налогового органа по итогам налоговой проверки.
По сути, находящимся на рассмотрении Госдумы законопроектом предлагается предоставить следователю право делать собственное заключение о том, что нарушено налоговое законодательство, что имеет место недоимка, что в декларации указаны недостоверные сведения. Тем самым, предлагается перевести значительную часть экономических споров, рассматриваемых в арбитражных судах, в плоскость уголовно-правовых, рассматриваемых судами общей юрисдикции, и, как правило, не в пользу налогоплательщиков.
Фактически на ревизию поправок, принятых по инициативе Президента РФ в 2003 году, направлены настойчивые предложения СКР вернуть в статьи 198 и 199 УК РФ «иной способ», на основании которого налогоплательщиков привлекали к уголовной ответственности за простую неуплату налогов.
Под предлогом мер по деофшоризации продвигается Следственным комитетом и законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц, хотя к такому новому и сложному институту сегодня объективно не готовы ни следственные органы, ни суды общей юрисдикции, ни российская правовая система в целом.
Нельзя назвать продуманным и предложение Совета Федерации ввести повышенную уголовную ответственность за уклонение от налогов путем сокрытия или искажения информации о контролируемых сделках и контролируемых иностранных компаниях».
«Бизнес окружили со всех сторон, - подытожил представитель «Пепеляев Групп». - Как работать в таких условиях, непонятно».
Начать дискуссию