Налоги, взносы, пошлины

Горизонтальный налоговый мониторинг пока представляется крупному бизнесу громоздким и обременительным

1 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, в соответствии с которым в НК вводится термин «горизонтальный налоговый мониторинг», определяемый как расширенное информационное взаимодействие налогоплательщика с ФНС.
Горизонтальный налоговый мониторинг пока представляется крупному бизнесу громоздким и обременительным
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

1 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, в соответствии с которым в НК вводится термин «горизонтальный налоговый мониторинг», определяемый как расширенное информационное взаимодействие налогоплательщика с ФНС. Но в текущих формулировках режим горизонтального мониторинга для налогоплательщиков не слишком удобен.

Об этом на конференции «Налоговые маневры 2014» сообщил заместитель председателя Экспертного налогового совета Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Фадеев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Суть горизонтального мониторинга заключается в том, что крупнейший налогоплательщик (по проекту он должен уплачивать в федеральный бюджет не менее 500 млн. рублей ежегодно, располагать годовым доходом не менее 5 млрд. рублей, либо активами не менее чем 10 млрд. рублей) в режиме реального времени открывает ФНС доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Взамен налогоплательщик может рассчитывать на то, что налоговики будут проверять правильность и своевременность его действий, еще до подачи налоговой декларации разрешая все спорные вопросы.

В декабре 2012 года ФНС в пилотном режиме подписала соглашения о горизонтальном мониторинге с компаниями «Северсталь», «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», «МТС», а также с представительством аудиторской компании Ernst & Young в СНГ. Результаты сотрудничества служба оценила положительно.

В период действия соглашения налоговые органы не вправе проводить выездные проверки, за исключением случаев невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Но предусматривается и исключение: выездная проверка может быть инициирована задним числом, если уже после прекращения действия соглашения налоговые органы получат информацию о допущенном в этот период нарушении.

У бизнеса в этом случае не будет стимула предоставлять инспекции расширенные данные о своих операциях, отметил Дмитрий Фадеев. Все равно допускается, что, изучив их, налоговый орган может «не увидеть» какие-либо нарушения, которые будут предъявлены налогоплательщику впоследствии с проведением ВНП.

К заявлению налогоплательщика о горизонтальном мониторинге должна прилагаться информация обо всех его акционерах - как юридических, так и физических лицах. Но для обществ с большим количеством акционеров такая обязанность будет означать нагрузку на бизнес. Тем более что данная информация постоянно меняется, и ее «ценность» для налогового контроля без какого-либо «ограничителя» по размеру доли (к примеру, 25%, аналогично статье 105.1 НК РФ «Взаимозависимые лица») не очевидна. Непонятно также, нужно ли ОАО, акции которых котируются на фондовых биржах, предоставлять информацию об акционерах - физических лицах?

Предлагается также отменить право налоговиков в ходе горизонтального мониторинга повторно запрашивать у налогоплательщика документы, ранее направленные им в соответствии со статьями 88, 89, 93.1 НК.

Наконец, текущая формулировка законопроекта предусматривает, что налоговые органы должны извещать партнеров по горизонтальному мониторингу о выявленных ошибках в документации в срок не позднее двух месяцев с даты окончания календарного года, в котором были выявлены указанные обстоятельства.

Но представление мотивированного мнения налогового органа по окончании года, в котором выявлена спорная ситуация, отчасти снижает его эффективность. ТПП предлагает установить обязанность налоговиков направлять мотивированное мнение не позднее двух месяцев с даты выявления указанных обстоятельств.

Начать дискуссию