Право

Бизнесмены и налоговики не договорились

Как заявил один из участников переговоров, встреча оказалась нерезультативной, поскольку без представителей налоговых органов, которые отсутствовали на совещании, оказалось сложно о чем-либо договориться.

«Встреча оказалась нерезультативной, поскольку без представителей налоговых органов, которые отсутствовали на совещании, оказалось сложно о чем-либо договориться. Нам кажется, что встречи с властью должны проходить более результативно»,— рассказал «Бизнесу» о своих впечатлениях от заседания зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков.

По словам Белякова, помимо представителей Госдумы, депутатов Андрея Макарова и Натальи Бурыкиной, на встрече присутствовали замминистра финансов Сергей Шаталов и его непосредственные подчиненные — начальник департамента налоговой политики Михаил Моторин и замначальника департамента налоговой политики Александр Иванеев. Делегаты от ФНС на заседание не явились. Как предположил один из экспертов «Бизнеса», пожелавший остаться неизвестным, «ФНС просто не видит смысла участвовать в этих обсуждениях, поскольку не собирается в чем-то уступать предпринимателям». А председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы, эксперт «ОПОРЫ России» Михаил Орлов говорит, что «ФНС таким образом показывает свое отношение либо к Минфину, либо к самому законопроекту». Официальный представитель ФНС Елена Толгская сказала «Бизнесу», что «ФНС не самостоятельная служба, а подчиняющаяся Минфину, и все эти вопросы ведет Минфин».

Тем не менее депутаты, представители бизнес-сообщества и Минфина все же обсудили несколько важных вопросов, связанных с изменением правила проведения процедур налогового контроля. В первую очередь депутаты рассказали о своих предложениях в части изменения правил камеральных проверок Сергею Шаталову. Напомним, суть изменений, предлагаемых парламентариями, сводится к тому, чтобы наделить налогоплательщиков правом самим выбирать, какие документы предоставлять в рамках камеральных проверок для подтверждения правомерности тех или иных действий. «Как оказалось, категорическое неприятие со стороны Минфина этого предложения вызвано тем, что в Минфине просто толком не прочитали законопроект,— рассказал Орлов.— В итоге Минфин не отверг эту идею, а взял время подумать».

Кроме этого на совещании обсуждалась и поправка депутата Макарова, предложившего обозначить в Налоговом кодексе презумпцию добросовестности налогоплательщика. Впрочем, по этому вопросу участникам встречи также не удалось сдвинуться с мертвой точки. «Начав обсуждать введение презумпции добросовестности налогоплательщиков, мы пришли к выводу, что без представителей ФНС говорить об этом бессмысленно,— говорит Беляков.— Радует хотя бы то, что Минфин соглашается с необходимостью решения проблем, связанных с реализацией прав налогоплательщиков». В принципе ведомство Алексея Кудрина не против такой поправки: чиновников смущает только терминология. «В итоге решено уйти от термина „добросовестность”, заменив его другим»,— говорит Орлов.
Вполне возможно, что будет разработан альтернативный вариант этой поправки, который обеспечит защиту предпринимателей, добавляет Беляков.

Также был поднят вопрос о необходимости введения уголовной ответственности для сотрудников налоговых органов, ущемляющих права налогоплательщиков. Как известно, депутаты предлагают дополнить Уголовный кодекс статьями, устанавливающими ответственность налоговиков за «вынесение заведомо незаконного решения» (до десяти лет лишения свободы). «Минфин был удивлен тем, что депутаты предлагают ввести уголовную ответственность не за любое нарушение, а лишь за вынесение заведомо ложного решения,— рассказал Орлов.— Чиновники Минфина планируют узнать мнение самих налоговиков по этому вопросу».

Следующее заседание рабочей группы состоится 20 января 2006 года. «Бизнес» будет следить за развитием событий.

Начать дискуссию