НДС

Как знатоки из налоговой следствие ведут

На прошлой неделе в распоряжении жадного до эксклюзивной информации корреспондента УНП оказался документ, который позволяет подсмотреть за тем, что происходит за кулисами налоговых инспекций, когда налогоплательщик подал заявление на возврат экспортного НДС.

Денис ЛОМАКИН

На прошлой неделе в распоряжении жадного до эксклюзивной информации корреспондента "УНП" оказался документ, который позволяет подсмотреть за тем, что происходит за кулисами налоговых инспекций, когда налогоплательщик подал заявление на возврат экспортного НДС.

Документ - это украшенный грифом "для служебного пользования" приказ МНС России от 24.06.03 № БГ-4-06/16дсп "Об утверждении Временного регламента проведения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость".

Регламент очень напоминает небезызвестный апрельский межведомственный приказ пяти ведомств*, который определял порядок их взаимодействия для совместной борьбы с недобросовестными экспортерами (а заодно весьма усложнил жизнь и законопослушным). Внутриведомственный регламент МНС тоже в подробностях расписывает действия, которые должен совершить налоговый инспектор, перед тем как принять решение о возврате экспортного НДС налогоплательщику.

"Копать" налоговая будет от и до: начиная с информации о реально уплаченных суммах НДС и заканчивая сличением подписей. В зоне охвата фискалов будут и данные об учредителях продавца товара, и бухгалтерская документация. Кроме стандартного перечня документов, необходимых для получения возврата экспортного НДС, налоговая может попросить у экспортера и некоторые первичные документы и регистры бухучета. Например, фискалов может заинтересовать "первичка" по приобретению товара, отправляемого за границу. То есть экспортера попросят принести акты приема-передачи товара, накладные, путевые листы и даже доверенности на получение товара от поставщика. Если будут найдены какие-то несоответствия, то скорее всего налоговая попросит явиться для дачи показаний директора и бухгалтера предприятия.

Самое любопытное во "временном регламенте" налоговиков - это детали. Оказывается, кроме стандартных мероприятий и проверки цепочки поставщиков товара вплоть до "пятого колена" фискалов могут заинтересовать весьма необычные сведения об экспортере, его контрагентах и товаре.

Например, налоговые работники могут запросить в ГИБДД информацию о транспортном средстве, на котором перевозится товар. Мытари полюбопытствуют, состоит ли конкретное транспортное средство с определенным номером на учете в ГИБДД и кто является его реальным владельцем. Конечно, вряд ли вменяемый экспортер повезет товар через границу на краденом автомобиле, да еще потом будет требовать возмещения НДС, но налоговик житейской логикой руководствоваться не будет. Потому что он должен следовать ведомственному регламенту и на основании сведений из ГИБДД определить, действительно ли налогоплательщик мог перевезти товар на транспорте, указанном в товаросопроводительных документах.

Еще одна странная деталь: инспектор будет проверять налоговую декларацию по НДС не только на полноту, но и на "четкость заполнения". Что сие означает, затруднились расшифровать корреспонденту "УНП" даже специалисты МНС России, но тем не менее такая проверка обязательна. А наряду с ней налоговики могут сличать подписи на полученных документах с реальными автографами директора и бухгалтера.

Напомним, что на все сложные расследования и поиски недобросовестных налогоплательщиков труженикам налоговых органов отводится ровно три месяца с момента получения декларации по нулевой ставке и всех необходимых для возврата документов. Однако изучение 36-страничного "временного регламента" поставило нас в тупик: как можно умудриться соблюсти все многочисленные требования этого документа и при этом уложиться в отведенные законом три месяца? Если налоговик в состоянии это сделать, то он смело может претендовать на звание супермена, а регламент, изданный МНС России, можно будет величать "распорядком дня бэтмена"...

* - Приказ Генпрокуратуры, ФСБ, МВД, МНС, ГТК России от 04.04.03 № 16/226/219/БГ-3-06/166/370. Подробнее об этом документе см. "УНП" № 18, 2003, стр. 3.

Начать дискуссию