Презумпция ненужности бюрократа

Минэкономразвития решило радикально ограничить влияние чиновников на экономику. Реформаторы собираются установить "презумпцию нецелесообразности госрегулирования",которая заставит чиновников публично доказывать, что им нужны новые функции.

Светлана Иванова
Борис Грозовский
Минэкономразвития решило радикально ограничить влияние чиновников на экономику. Реформаторы собираются установить "презумпцию нецелесообразности госрегулирования", которая заставит чиновников публично доказывать, что им нужны новые функции. Бизнесмены идею поддерживают, а в ведомствах сомневаются, что она реализуема.
В Минэкономразвития родился законопроект, призванный защитить экономику от бюрократов. По словам первого замминистра Михаила Дмитриева, законопроект установит "презумпцию нецелесообразности госрегулирования". "Ведомствам придется обосновывать необходимость и целесообразность исполнения функции госорганами, и невозможность ее исполнения участниками рынка или общественными организациями", - пояснил Дмитриев "Ведомостям". "Экспертизе будут подвергаться все нормативные акты - от проектов федеральных законов до проектов внутриведомственных документов, а также любые новации по госрегулированию - лицензированию, квотированию, целесообразности проверок, установлению госстандартов, и т. д. ", - рассказывает руководитель департамента госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров.

По словам Шарова, для каждой группы нормативных актов будет предусмотрена своя процедура надведомственной экспертизы. А Дмитриев говорит, что закон касается не только новых госфункций - "уже существующие тоже будут пересматриваться". "Это необходимо, чтобы не появлялись ненужные инструменты госрегулирования, а те, которые появлялись, были адекватны задаче", - поясняет Шаров. "После этого станут невозможны такие безумные фокусы, как письмо муниципалитета держателям торговых точек с просьбой направить определенную сумму на прохождение обучения по противопожарной безопасности", - добавляет Дмитриев. Чиновники ссылаются на опыт Австралии, Новой Зеландии и Украины, где аналогичные законы успешно действуют.

Согласно концепции законопроекта проводить независимую оценку будет специально созданный орган, подотчетный парламенту. Правда, чиновник признает, что пока нет ясности, как увязать новую систему принятия решений с уже действующими экспертными процедурами, до сих пор непонятны критерии оценки того или иного вида регулирования и отбора экспертов. Однако Дмитриев рассчитывает уже в сентябре внести законопроект в правительство.

"Чем быстрее этот документ будет вынесен на публичное обсуждение, тем лучше", - уверен отвечающий за административную реформу член бюро РСПП Александр Шохин. Он убежден, что бизнес поддержит "идеологию законопроекта, которая предполагает механизм защиты от госвмешательства". А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин полагает, что в результате появления закона "процесс лоббирования частных интересов станет публичным". Он даже готов выступить в качестве привлеченного эксперта, несмотря на то что прогнозирует большой объем бумажной работы.

Шохин полагает, что подчиненный парламенту орган с большими полномочиями будет создавать ненужный противовес правительству. Он предлагает поручить экспертизу межведомственной комиссии при администрации президента, в которую по определенной квоте входили бы представители правительства, парламента, бизнес-сообщества и независимые эксперты. Руководитель управления по вопросам административной реформы аппарата правительства Всеволод Вуколов комментировать инициативу Минэкономразвития отказался. В МАПе, МНС и Минфине тоже отказались от комментариев. А руководитель пресс-службы Минздрава Александр Жаров сомневается, что независимым экспертам будет под силу справиться с бумажным потоком, который на них навалится. "В день только наше министерство производит около двух десятков нормативных документов. А ведь мы далеко не самое большое ведомство", - рассуждает чиновник.

Начать дискуссию