Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена взять под пристальный контроль сделки, совершаемые на рынке драгметаллов. Вчера на официальном сайте ФНС было обнародовано соглашение между налоговым ведомством и Российской государственной пробирной палатой, в соответствии с которым чиновники палаты будут отныне информировать налоговиков о «недобросовестном» поведении компаний и физических лиц, работающих на рынке драгметаллов. Эксперты «Бизнеса» считают, что подписание такого соглашения может быть как пустой формальностью, так и началом масштабной кампании по раскрытию «серых» схем, с помощью которых производители драгметаллов уклоняются от уплаты налогов.
Как говориться в соглашении, отныне Пробирная палата будет информировать налоговые органы о сделках, которые «направлены на возможное уклонение от налогообложения, в том числе с участием коммерческих банков». При этом ни эксперты, ни участники рынка не понимают, что, собственно, имеется в виду по этим понятием. «Мне лично не совсем ясно, что может считаться „возможным уклонением” от налогов и как будет определяться степень этой возможности»,— говорит партнер юридической компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Гуща. И если четкие критерии «возможного уклонения» так и не будут установлены, в конечном счете это может отрицательно сказаться на налогоплательщиках, соглашается руководитель юридической практики «Консалтинговых услуг» Александр Костин. «Не исключено, что пробирная палата будет предоставлять ФНС информацию обо всех без исключения сделках,— говорит господин Костин.— И мне интересно, смогут ли налоговики гарантировать ее конфиденциальность и не появится ли впоследствии эта информация в свободном доступе?».
В свою очередь банкиры, проводящие операции с драгметаллами, не ожидают изменений в процедуре предоставления по ним отчетности. Начальник отдела операций с драгметаллами банка «Московский капитал» Дмитрий Дмитриев сообщил, что банки, как и прежде, будут предоставлять в ЦБ отчетность по продаже и покупке драгметаллови драгоценных камней раз в месяц. Но при этом он отметил, что теперь банкам будет сложнее проводить различные схемы с использованием драгметаллов.
«Безусловно, многие банки работают со схемами в области реализации драгметаллов, а теперь это будет сделать сложнее»,— уверен Дмитрий Дмитриев. Налоговая служба на основе данных о сделках с драгметаллами сможет назначать проверки в банках.
Типичным примером уклонения от уплаты налогов, с которыми, по-видимому, и собирается бороться ФНС, может служить случай с одним из небольших банков. Схема такова: банк покупал драгметаллы у кредитных организаций и продавал их юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. При этом банк продавал слитки одной компании, а действовал в интересах другой. Полученную выручку он реализовал путем осуществления операций через специально созданные организации — восемь ООО. Арбитражный суд Москвы, который разбирал это дело, решил, что банк постоянно реализовал собственные слитки через цепочку посредников, чтобы скрыть реальную деятельность по продаже драгметаллов и выручку от нее, а налоговое бремя переносил на ООО.
В итоге, банк был оштрафован на сумму более 2 млрд руб. по сделкам с драгметаллами в 2001–2003 годах.
Экспертов привел в замешательство еще один пункт соглашения, в котором говорится, что отныне Пробирная палата будет предоставлять сведения «о юридических и физических лицах — производителях драгоценных металлов, изменивших свое местонахождение и не сообщивших об этом». «Какое-то странное положение — производители драгоценных металлов просто так не меняют свое „местонахождение”, и в любом случае, это не происходит незаметно»,— говорит Валерий Гуща.
Кроме этого, в документе сказано, что теперь в ФНС будут поступать сведения, полученные по результатам госконтроля при ввозе и вывозе драгоценных камней, а также информация о выявленных в ходе контрольных мероприятиях нарушениях. «Наверное, это к лучшему — так ФНС сможет сосредоточиться исключительно на проверках нарушителей»,— полагает Александр Костин. В дополнение к этому, инспекции Пробирной палаты станут по запросам информировать региональные управления ФНС о поставках сырья, содержащего драгметаллы, на аффинажные заводы, а также об объемах реализации драгкамней и драгметаллов.
По мнению участников рынка, ничего хорошего от этого соглашения ждать не стоит.
«Это только добавит всем головной боли: дело в том, что налоговики слабо себе представляют, что на самом деле происходит в отрасли, а специалисты Пробирной палаты не очень хорошо владеют вопросами налогообложения»,— говорит источник «Бизнеса» в ювелирной отрасли. «Лучше бы ФНС проработала вопрос более быстрого возврата НДС при экспорте драгметаллов»,— отмечает он.
Впрочем, по словам налоговых экспертов, подписание такого документа можно считать простой формальностью.
«Это рамочное соглашение, которое в краткосрочной перспективе никак не отразиться на предприятиях отрасли»,— полагает Валерий Гуща. «Действительно, на сегодняшний момент практическая ценность этого соглашения приближается к нулю,— говорит Александр Костин,— но может быть, это только первый шаг, и впоследствии налоговики намерены предпринять ряд действий по выявлению схем уклонения от уплаты налогов».
Налоговики возьмут на контроль пробы
Федеральная налоговая служба намерена взять под пристальный контроль сделки, совершаемые на рынке драгметаллов.
Начать дискуссию