ВЭД

Россия - Белоруссия. Налоговый союз не получился

Белоруссии придется больше чем на четверть урезать бюджетные расходы, чтобы сделать свою налоговую систему похожей на российскую, - к такому выводу пришли налоговые ведомства двух стран.

Светлана Иванова
Александр Беккер

Белоруссии придется больше чем на четверть урезать бюджетные расходы, чтобы сделать свою налоговую систему похожей на российскую, - к такому выводу пришли налоговые ведомства двух стран. Унифицировать системы необходимо для введения единой валюты. Российские и белорусские чиновники признают, что унификация произойдет не скоро.
Россия и Белоруссия в 1999 г. договорились о введении российского рубля в качестве платежного средства двух стран c начала 2005 г. , а с 1 января 2008 г. рубль должен стать единой валютой Союзного государства. Соглашение предполагает, что валютное, таможенно-тарифное и налоговое регулирование должно осуществляться по единым правилам. Для этого страны планировали до конца этого года принять единый налоговый кодекс. Но график не соблюдается: пока налоговики двух стран сумели только проанализировать налоговое законодательство друг друга и подсчитать сумму, в которую обойдется выравнивание налоговых условий. Их совместный доклад опубликован на сайте МНС России.

Его авторы считают, что полная налоговая унификация приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет Беларуси на сумму 1,75 трлн белорусских рублей (примерно 25 млрд руб. ) , а это почти 7% ВВП или 27% доходной части республиканского бюджета. Авторы документа понимают унификацию как переделку белорусской налоговой системы по российскому образцу.

Самая большая разница - оборотные налоги. Россия рассталась с последним из них полгода назад, а в Белоруссии их целых три - сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей, дорожный налог и сбор на содержание ЖКХ. Они лишают белорусских предпринимателей 4,5% от выручки.

По оценке белорусского МНС, этот вид платежей формирует 15% доходной части белорусского бюджета. "Полная ликвидация оборотных налогов потребует более продолжительного времени, чем предусмотрено в плане совместных действий по введению единой валюты", - говорит начальник управления белорусского МНС Алла Сундукова. Представитель Минэкономики Белоруссии говорит, что налоговую нагрузку нельзя снижать быстрее, чем на 2 - 3% ВВП в год, "иначе нас ждут большие проблемы с наполняемостью бюджета". Первый замминистра экономического развития России Аркадий Дворкович говорит, что компенсация этих потерь из российского бюджета исключена.

Белорусский экономист, президент фонда Мизеса Ярослав Романчук убежден, что главное препятствие на пути унификации налоговых систем - не оборотные налоги, а огромное количество льгот. "В [белорусском] законе о бюджете такое количество возможностей раздавать налоговые льготы, что в начале года практически невозможно сказать, какова будет величина налогового бремени на ту или иную отрасль или предприятие". Белорусские налоговики оценивают суммарную налоговую нагрузку на экономику республики в 35,6% ВВП. Романчук уверен, что с учетом местных налогов и отчислений во внебюджетные фонды сумма налоговых изъятий составляет не меньше 50%. По оценке белорусского МНС, республика предоставила в этом году налоговых льгот на сумму 7,6 млрд белорусских рублей ($3,8 млн) и еще 15,8 млрд белорусских рублей ($7,9 млн) составляют налоговые кредиты.

Дворкович полагает, что общая сумма "излишних налоговых льгот" в Белоруссии составляет около $100 млн. "После выравнивания налогового законодательства доходы республиканского бюджета даже вырастут", - уверен он.

Руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов полагает, что унификация налоговых систем увенчается принятием единого налогового кодекса не раньше чем "лет через десять", но установить единый список налогов и единый уровень ставок "реально в течение двух лет". В МНС России настроены менее оптимистично. Артур Лаптиев, который руководит в МНС отделом анализа налогового законодательства стран СНГ, полагает, что, "пока нет даже Конституции единого союзного государства, невозможно создать единый налоговый кодекс". А Романчук считает, что, раз российская налоговая реформа не завершена, переделывать белорусскую налоговую систему по ее образцу не имеет смысла.

Начать дискуссию