Регионам придется адаптироваться к новым экономическим условиям и сокращать расходы. Об этом 5 марта в ходе пресс-конференции, посвященной выходу очередного обзора «Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития», сообщил директор по научной работе Института Гайдара, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований ИПЭИ РАНХ и ГС Сергей Дробышевский. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«До декабря 2014 года ситуация в регионах выглядела замороженной по основным показателям – стагнация, но не кризис, - отметил Дробышевский. - Промышленное производство за 2014 г. выросло на 1,7%, в декабре рост даже ускорился – до 3,9% к декабрю 2013 г., в основном за счет обрабатывающих отраслей, которым помогли девальвация и расширение возможностей импортозамещения. Спад инвестиций за три квартала немного сократился, как и количество регионов с отрицательной динамикой инвестиций. Почти не изменился за год уровень безработицы.
Таким образом, за исключением спада доходов населения в конце 2014 г., остальные экономические индикаторы и рынок труда не показывали ухудшения. Для сравнения: кризис 2008–2009 гг. начинался иначе – более резким падением промышленного производства, инвестиций и занятости при незначительном снижении уровня заработной платы и стабильных доходах. Нынешний кризис развивается в регионах не только медленнее, но и по-другому. Он начинается с падения инвестиций и доходов населения, в то время как промышленность и занятость пока реагируют на эти факторы слабо».
Проблемы бюджетов регионов стали усиливаться только к концу 2014 года, констатируется в докладе. В октябре – ноябре помесячные поступления налога на прибыль сократились на четверть в номинальном выражении, в ноябре прекратился рост НДФЛ – важнейшего налога для бюджетов большинства регионов. Кроме того, сократились трансферты из федерального бюджета (без учета Крыма). В декабре рост доходов восстановился за счет налога на прибыль (одна из причин – пересчет валютных средств на счетах крупных компаний) и НДФЛ, перекрыв падение предыдущих двух месяцев. Но эта тенденция не будет устойчивой. По мере развития кризиса восстановится негативная динамика или стагнация основных налогов, формирующих доходы региональных бюджетов – НДФЛ и налога на прибыль.
Несмотря на попытки оптимизировать расходы бюджетов регионов, сдержать их рост не удалось (+4,6% к 2013 г. без учета Крыма), говорится в отчете Института Гайдара. Только 17 регионов смогли сократить расходы. 75 регионов имели дефицит бюджета (в 2013 г. – 77 регионов).
В 40% регионов дефицит бюджета дополняется большим долгом. До осени 2014 г. суммарный долг регионов и муниципалитетов не увеличивался, но за октябрь – ноябрь он вырос на 5% – до 2,1 трлн. руб. (32% собственных доходов консолидированных бюджетов регионов). В половине регионов долг составил от 50 до 130% собственных доходов. Федеральные власти обещали помочь и перевести часть кредитов коммерческих банков в бюджетные кредиты, которые выделяются по значительно более низкой ставке и с возможностью длительной пролонгации. Однако Минфин РФ увязал выделение бюджетных кредитов с жесткими условиями сокращения расходов. В результате замещение коммерческих кредитов бюджетными было минимальным: в июне 2014 г. доля кредитов коммерческих банков в суммарном долге регионов и муниципалитетов составляла 41%, а в начале декабря – 39%.
«Сравнивая кризисы 2009 и 2014 гг., можно выделить основные различия, - резюмируют авторы доклада. - Во-первых, российские регионы вступили в острую фазу нового кризиса с разбалансированными бюджетами и значительными долгами. Во-вторых, выше риски сокращения занятости в бюджетном секторе и секторе рыночных услуг. В-третьих, регионы вряд ли могут рассчитывать на поддержку из федерального бюджета в объемах, сопоставимых с 2009 г., когда трансферты регионам были увеличены на треть. Новый кризис не удастся залить деньгами. Регионам придется адаптироваться к этим изменениям, сокращая расходы и занятость в бюджетном секторе».
Начать дискуссию