После выделения из состава ОАО «РЖД» пригородных пассажирских компаний прошло четыре года. И все это время в отношениях ППК с региональными администрациями продолжали накапливаться проблемы, которые, максимально обострившись, вылились в скандальное прекращение пригородного сообщения в конце прошлого года. Вмешательство властей заморозило гордиев узел, но его все равно придется разрубить.
Об этом 25 марта в ходе круглого стола, посвященного проблемам пригородного пассажирского железнодорожного сообщения, заявил руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Все ППК по статусу являются совместными предприятиями, поровну созданными как РЖД, так и региональными администрациями. Предполагается, что цена билета на электричку окупает лишь половину проезда, а вторая половина по итогам года должна быть доплачена ППК из бюджета региона. Однако по итогам 2014 года лишь 18 субъектов из 72, где действуют ППК, выполнили свои обязательства в полном объеме, сообщил Колташов. Еще 23 компенсировали железной дороге не более половины расходов. Все остальные не заплатили вовсе ничего. В итоге накопленный суммарный долг составил около 38 млрд. руб.
«Но даже там, где соглашения между администрациями и ППК заключены и исполняются, судьба инвестиций, к примеру, в обновление подвижного состава, остается непонятной, - продолжил эксперт. - Срок действия соглашений не превышает года. В то время как для осознанного планирования горизонт должен составлять от пяти до пятнадцати лет.
Необходимо принять закон о пригородных перевозках, после чего заключение региональных соглашений должно стать не правом, а обязанностью администраций. В этих соглашениях должны быть определены все цифры, включая стоимость проезда и инвестиционную составляющую в этой цене. Это даст возможность четко определить перспективы обновления подвижного состава».
Тем временем Федеральная служба по тарифам заканчивает разработку методики расчета стоимости аренды подвижного состава «РЖД», что лишит регионы оснований отказываться от оплаты по причине ее якобы необоснованности.
«Средства на финансирование электричек можно найти и сегодня, - уверен Василий Колташов. – Во-первых, за счет налога на имущество «РЖД», который ежегодно переводится в региональные бюджеты и в 2014 году составил 40 млрд. руб. Во-вторых, федеральные власти готовы предоставлять регионам субсидии, если те представят четкие концепции развития и продемонстрируют готовность к совместной работе с железнодорожниками».
Пример здесь показывают Москва и Подмосковье, напомнил Колташов. Власти двух субъектов согласовали условия и готовятся к подписанию долгосрочного договора с Центральной ППК (предположительно на 15 лет). Это будет гарантировать привлечение инвестиций.
Начать дискуссию