НДС

С предпринимателей незаконно удерживали НДС

Как вернуть из бюджета уплаченные налоги, пользуясь решением Конституционного суда. 19 июня Конституционный суд (КС) России удовлетворил жалобы 38 индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, признав неконституционным п.3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", исходя из практики применения которого предприниматели до первого января 2003 годы должны были платить НДС и налог с продаж.

Как вернуть из бюджета уплаченные налоги, пользуясь решением Конституционного суда. 19 июня Конституционный суд (КС) России удовлетворил жалобы 38 индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, признав неконституционным п.3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", исходя из практики применения которого предприниматели до первого января 2003 годы должны были платить НДС и налог с продаж. Дела всех 38 заявителей подлежат пересмотру в установленном порядке. Этим предпринимателям, возможно, удастся вернуть перечисленные ими в бюджет НДС и налог с продаж. Что касается остальных "упрощенщиков", то тут мнения юристов по поводу возврата налогов разделились. Зря платили В своих жалобах предприниматели просили Конституционный суд установить, соответствует ли основному закону России их обязанность платить НДС и налог с продаж в дополнение к плате за патент.

Дело в том, что, согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", для представителей малого бизнеса патент заменял подоходный налог. Кроме того, на тот момент исходя из толкования п.3 ст.5 данного закона индивидуальные предприниматели, как и организации, не признавались плательщиками каких-либо других налогов. Но последующее правовое регулирование породило неопределенность относительно того, заменяет ли уплата стоимости патента иные налоговые платежи. На практике это привело к существенным изменениям в сфере налогообложения индивидуальных "упрощенщиков". Так, в конце 1998 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", обязавший индивидуальных предпринимателей платить налог с продаж. Были и соответствующие разъяснения Министерства РФ по налогам и сборам. А с января 2001 года вступила в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ, предусматривающая обязанность представителей малого бизнеса платить НДС. Причем налог с продаж и НДС были введены для индивидуалов - "упрощенщиков", несмотря на ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", запрещающий государству утяжелять налоговое бремя субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет их деятельности. В связи с этим по всей стране возникли споры между предпринимателями и налоговыми органами. За ними последовали и обращения "упрощенщиков" в арбитражные суды, которые в большинстве своем принимали сторону налоговиков.

Представители налоговых органов и суды аргументировали свою позицию тем, что НДС и налог с продаж - косвенные налоги, которые переносятся на покупателей, и предлагали предпринимателям увеличить стоимость продукции на 25 %. Естественно, рынок не принимал такую цену, поэтому значительную часть НДС и налога с продаж оплачивали сами предприниматели. Кроме того, индивидуалам приходилось вести учет по этим налогам, а это уже само по себе обременение. К тому же возникало неравенство между юридическими и физическими лицами, поскольку первые не облагались ни НДС, ни налогом с продаж. 19 июня Конституционный суд разрешил все эти споры и признал п.3 ст. 1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "поскольку - по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практике, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения... от уплаты НДС и налога с продаж".

Кроме того, суд постановил, что дела всех 38 заявителей подлежат пересмотру в установленном порядке. Авось вернут Одни юристы считают, что заявители в КС смогут вернуть уплаченные ими в бюджет НДС и налог с продаж. Другие - что не смогут, так как вернуть деньги из казны в 99% случаев нереально, поскольку органы МНС и казначейство сошлются на отсутствие средств. Противоположные мнения у юристов и относительно остальных "упрощенщиков", которые, пожелав вернуть незаконно уплаченные налоги, обратятся в суды с исками. - Предприниматели без образования юридического лица, находившиеся на упрощенной системе налогообложения и получавшие оплату за товар, выполненную работу или оказанные услуги с начислением НДС и налога с продаж, не имеют и не будут иметь права ни на возврат перечисленных в бюджет налогов, ни на получение иной компенсации в силу специфики природы данных налогов - они косвенные, - сказал председатель президиума Омской областной независимой коллегии адвокатов Владимир Мельник. Многие юристы считают, что деньги не удастся вернуть, поскольку существует, скажем так, пробюджетная политика, придерживаясь которой арбитражные ссуды выносят решения в пользу бюджета. Более того, суды вообще могут отказать предпринимателям в возврате налогов, так как решение КС действует с момента его принятия, а значит, не имеет обратной силы. Вместе с тем существуют и другие точки зрения. По мнению заместителя директора юридической компании "Советник" Дмитрия Шейко, шанс вернуть деньги у предпринимателей есть. "Есть решение Конституционного суда, по которому экономическим плательщиком НДС и налога с продаж признан потребитель товаров и услуг. Поэтому, чтобы "упрощенщик" смог вернуть эти налоги, он должен доказать в суде, что вернет их потребителю. Для этого ему необходимо будет связаться со своими постоянными потребителями, чтобы они подали в суд иски о возврате косвенно уплаченных ими в бюджет денег. Когда суд примет соответствующие решения, "упрощенщик" и потребитель смогут поделить деньги между собой", - пояснил он.

Еще один пример возможности возврата денег привел Владимир Мельник: "Компенсацию за утраченную собственность (взыскание вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта государственного органа) смогут получить покупатели, находящиеся на специальных налоговых режимах (упрощенной системе налогообложения либо на едином налоге на вмененный доход), и производившие оплату за товары, работу или услуги с включенными в их стоимость НДС и (или) налога с продаж". То есть получить компенсацию вправе потребители-"упрощенщики" или "вмененщики", купившие товар (оплатившие работу или представленные услуги) у предпринимателя, работавшего по упрощенной системе налогообложения. Правда, есть небольшой нюанс, касающийся, в данном случае, покупателей-"упрощенщиков": получить компенсацию вправе только юридические лица либо индивидуальные предприниматели, имевшие освобождение от уплаты НДС. Также, по словам Мельника, на получение компенсации могут рассчитывать индивидуальные предприниматели, работающие по любой системе налогообложения, если покупали товар у физического лица-"упрощенщика" за наличный расчет. И еще. Тех, кто до признания КС неконституционным п.3 ст.1 Федерального закона об упрощенной системе налогообложения подавал иски в арбитражные суды, то их дела, как считают юристы, должны быть пересмотрены в силу вновь открывшихся обстоятельств. Вопрос, опять же таки, в том, вернут ли деньги из бюджета? Что касается предпринимателей, которые намеренно не включали в стоимость товаров (работ, услуг) НДС и налог с продаж, и которых привлекали за это к налоговой ответственности, то их освободят от этой ответственности.

/"Коммерческие вести" (Омск),

Начать дискуссию