НДС

Снижение НДС это только начало

Снизить ставку НДС с 18% до 13%, завершить реформу налогового администрирования и создать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса — все эти меры указаны в программе социально-экономического развития до 2008 года, которая была одобрена премьер-министром Михаилом Фрадковым еще 19 января и вчера опубликована на официальном сайте правительства.

Снизить ставку НДС с 18% до 13%, завершить реформу налогового администрирования и создать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса — все эти меры указаны в программе социально-экономического развития до 2008 года, которая была одобрена премьер-министром Михаилом Фрадковым еще 19 января и вчера опубликована на официальном сайте правительства. Опрошенные «Бизнесом» эксперты и представители бизнеса оценили документ положительно, отметив при этом, что он написан в традиционном для чиновников стиле, без указания конкретных сроков и механизмов внедрения тех или иных мер.

Программу среднесрочного развития можно считать одним из самых проблемных документов МЭРТ. Авторы программы переписывали ее несколько раз. Самым спорным оказался пункт о снижении НДС на 5%. «Необходимо принять решение о снижении основной ставки НДС… в ближайшие годы довести ее до уровня 13%» — говорится в документе. Опрошенные «Бизнесом» экономисты считают, что это предложение сформулировано крайне нечетко. «Судя по всему, Минфин и МЭРТ до сих пор не знали про это предложение, что как минимум странно»,— отмечает экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин.

По мнению руководителя департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуарда Кучерова, это обстоятельство говорит о том, что ставка НДС будет снижена постепенно. «Сначала, скорее всего, ставка будет уменьшена до 15%, потом чиновники оглядятся, посмотрят, что происходят с наполняемостью бюджета, с ростом налогооблагаемой базы, и, возможно, „снимут” еще два процентных пункта»,— предполагает он. «В любом случае это будет победа для предпринимателей: чем меньше налоговая нагрузка, тем больше будет у бизнесменов ресурсов для развития»,— уверен руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков.

Немало внимания в документе уделяется реформе налогового администрирования.
В тексте содержится несколько предложений по совершенствованию механизма проведения налоговых проверок. В частности, предусматривается внесение в Налоговый кодекс (НК) поправок, устанавливающих закрытый перечень документов, которые налоговики имеют право требовать при проведении камеральной проверки.

Также планируется исключить нормы о невозможности подачи налоговой декларации после принятия решения о проведения выездной налоговой проверки. Речь идет о ситуации, когда фискалы могут лишить компанию возможности подать уточненную декларацию, выпустив решение о проведении инспекции «задним числом». Плюс к этому, по мнению разработчиков, необходимо «уточнить нормы, касающиеся запрета проведения повторных налоговых проверок».

«Эти предложения обсуждались еще советом по конкурентоспособности 30 сентября прошлого года»,— отмечает зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. По его мнению, программа послужит «определенным ориентиром для Минфина и депутатов Госдумы при доработке законопроекта по совершенствованию налогового администрирования». «Игнорировать утвержденную премьер-министром программу и содержащиеся в ней положения будет довольно сложно»,— уверен Беляков.

Отдельная глава в среднесрочной программе посвящена развитию малого предпринимательства. «Подготавливая первый вариант, МЭРТ просто забыл про малый бизнес,— напомнил вице-президент „ОПОРЫ России” Владислав Корочкин.— Нам удалось настоять на включении в программу предложений по поддержке малого бизнеса».

В первую очередь, предлагается создать несколько бизнес-инкубаторов — организаций, осуществляющих поддержку малых предпринимателей. По мнению разработчиков, они должны предоставлять в аренду помещения для небольших компаний, оказывать консультационные, бухгалтерские и юридические услуги. Экспортно-ориентированные компании, согласно программе, также смогут рассчитывать на поддержку — государство может взять на себя уплату процентов по кредитам. Хотя, по мнению Владислава Корочкина, эта мера, при всей ее положительной роли, не так уж важна для предпринимателей. «У малого бизнеса нет особых проблем с уплатой процентов по кредитам.

Больше всего сложностей доставляет требование о предоставлении залога по кредитам»,— признается эксперт.

Также государство обещает помочь «малышам» с арендой выставочных площадей и оплатить услуги по сертификации или регистрации экспортной продукции. Доступ к этим средствам, по слова Владислава Корочкина, смогут получить предприниматели, «обладающие минимальными менеджерскими навыками и способными составить хотя бы самый простой бизнес-план».

Кроме того, в документе содержатся предложения по упорядочиванию процедуры выкупа земли под предприятиями.

Как отмечается в документе, «в настоящее время общее число переоформленных… земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, по экспертным оценкам, составляет менее 25% от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены, поскольку для большинства предприятий действующие выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными». Поэтому МЭРТ предлагает установить предельную стоимость выкупных цен и условий выкупа земли.

МЭРТ также настаивает на том, чтобы выкупающим землю предпринимателям была предоставлена рассрочка платежей. Напомним, что сейчас предлагается определять цену участка под промпредприятиями исходя из кадастровой стоимости земли. В Москве и Санкт-Петербурге бизнесменам придется заплатить 20% от кадастровой стоимости, в остальных городах — 2,5%. «Мы согласны с этим предложением»,— говорит Николай Остарков, правда, добавляя, что президент неоднократно говорил о нецелесообразности взимания платы за землю, которая фактически уже была выкуплена в ходе приватизации. «Это предложение является компромиссным»,— сообщил он.

«Мы также согласны с порядком определения стоимости земельных участков. Однако в случае перепрофилирования предприятия предприниматель должен будет доплатить оставшиеся 80% стоимости»,— говорит глава департамента земельных ресурсов правительства Москвы Виктор Дамурчиев. «Плата за перепрофилирование предприятия взиматься не должна»,— возражает Остарков.

В целом все эксперты и представители бизнеса дают положительную оценку подготовленному чиновниками документу, отмечая, что в программе крайне мало конкретных предложений. «Идеи вполне здравые, но стандартные и давно известные,— говорит Евгений Надоршин.— Однако их нельзя назвать серьезными реформами, это скорее устранение недоделок, наведение лоска».

Начать дискуссию