Налоговые проверки

98% проверок заканчивается штрафом

Ошеломляющие данные, обнародованные вчера ФНС, не оставляют сомнений в том, какими критериями эффективности своей работы руководствуются налоговые органы: 98% выездных налоговых проверок в Москве — иными словами, почти все — заканчивались в прошлом году доначислениями налогов.

Ошеломляющие данные, обнародованные вчера ФНС, не оставляют сомнений в том, какими критериями эффективности своей работы руководствуются налоговые органы: 98% выездных налоговых проверок в Москве — иными словами, почти все — заканчивались в прошлом году доначислениями налогов. Общая сумма доначислений в бюджет по итогам как выездных, так и камеральных (документальных) проверок составила 50,9 млрд руб. Причем размер доплат по итогам камеральных проверок оказался выше, чем по результатам выездных.

По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что на практике камеральные налоговые проверки заменили собой выездные.

В 2005 году по результатам контрольных мероприятий фискалы потребовали от налогоплательщиков дополнительно заплатить в бюджет 50,9 млрд руб. В частности, по итогам выездных налоговых проверок сумма доначислений составила 22,2 млрд руб., в то время как доначисления по итогам камеральных проверок достигли 28,7 млрд руб. Об этом вчера сообщило управление ФНС по городу Москве.

Примечательно, что в результате проведения выездной проверки компании обязывали доплатить налоги в бюджет в 98% случаев. «Ясно, что доначисления по итогам проверок будут всегда, но ужасают их размеры»,— говорит председатель экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы, эксперт «ОПОРЫ России» Михаил Орлов.

Впрочем, столь высокая результативность контрольных мероприятий налоговиков абсолютно прогнозируема — ведь начисления по итогам проверок рассматриваются в качестве критерия эффективности работы налогового инспектора.

В прошлом году заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова даже заявила, что налоговые органы ставят задачу довести результативность контрольных мероприятий до 100%. «Поскольку налоговики — люди, интегрированные в бюрократическую систему, то если начальник сказал, что проверки должны быть результативными, они будут результативными,— говорит партнер компании „Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин.— Даже если инспектор видит, что проверка не принесет какого-то результата — бывают ситуации, когда у компании не к чему придраться,— налоговики идут на неформальное соглашение с налогоплательщиком о том, что они что-нибудь все-таки доначислят». Как правило, говорит Тутыхин, это копеечные суммы, но они позволяют чиновнику отметить эту проверку в своей отчетности именно как результативную.

Кроме того, отмечают эксперты, соотношение доначислений по камеральным и выездным проверкам наглядно показывает, что первые по факту заменили собой вторые: по их итогам налогов доначислено больше. «Это значит, что камеральная проверка перестала быть просто операцией текущего контроля, которая позволяет выявлять ошибки и содействовать налогоплательщику в их исправлении»,— говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.

«Большие доначисления на основании камеральных проверок — очень плохой показатель и для бизнеса, и для налоговых органов,— полагает старший консультант компании AGA Management Николай Фрейтак.— Получается, что компании при подаче каждой налоговой декларации по всем налогам неизбежно сталкиваются с необходимостью пройти длительную процедуру полномасштабной проверки, получить решение о привлечении к ответственности и идти в суд за правдой». Для налоговиков факт доначисления налогов по итогам именно камеральных проверок — также плохой показатель. «Он свидетельствует о неспособности правильно структурировать свою работу»,— убежден Фрейтак.

Отчет еще раз наглядно показал, что эффективность работы налоговиков по-прежнему оценивается по исполнению плана по сбору налогов. «Ведь результативность проверок попрежнему оценивается исходя из факта доначисления, а не по той сумме недоимки, которая в итоге останется после судебного разбирательства»,— констатирует Николай Фрейтак. «Я не сомневаюсь, что на 70–80% решения об этих доначислениях являются не сильно обоснованными и впоследствии они будут оспорены в суде»,— говорит Михаил Орлов. Напомним, что в арбитраже компании выигрывают у налоговиков 70% споров.

Начать дискуссию