Законопроекты

АО поделят по открытости

Через два года правила корпоративного управления изменятся до неузнаваемости.

Через два года правила корпоративного управления изменятся до неузнаваемости.

В пятницу совет по конкурентоспособности при правительстве одобрил концепцию реформы корпоративного управления на период до 2008 года, в соответствии с которой будет ликвидирована такая форма собственности, как закрытое акционерное общество (ЗАО), а все конфликты собственников будут рассматриваться только судами общей юрисдикции и только по месту регистрации предприятия. В результате, по словам главы МЭРТ Германа Грефа, честные предприниматели будут надежно защищены от корпоративных захватов, а все гринмэйлеры, возможно, отправятся в не столь отдаленные места.

Реформа корпоративного управления, пожалуй, один из немногих вопросов, по которому постоянные оппоненты (премьер-министр Михаил Фрадков и Герман Греф) имеют общее мнение. На прошлой неделе на заседании совета по конкурентоспособности чиновники несколько часов убеждали друг друга, как важно бороться с недружественными слияниями и поглощениями.

По словам Германа Грефа, в последнее время существенно увеличилось число корпоративных конфликтов. На рынке появились грин-мэйлеры, которые стали миллиардерами на незаконном отъеме собственности. «Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, они у нас находятся на высших позициях в рейтинге журнала „Форбс”»,— возмутился Греф.

«Я не понимаю, как министр может без суда и следствия обвинить в недобросовестности определенный круг лиц,— возмутился такой постановкой вопроса партнер компании „Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин.— Его, наверное, не информировали, что большинство корпоративных захватов осуществляется согласно нормам законодательства».

Между тем, по словам Грефа, как раз законы и планируется поправить. Для борьбы с корпоративными «стервятниками» МЭРТ разработало ряд поправок в Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. В соответствии с ними, суды общей юрисдикции лишатся права разбирать споры между собственниками. Кроме того, сам суд должен будет проходить по месту регистрации предприятия, вокруг которого разворачивается конфликт.В МЭРТ считают, что таким образом можно лишить «черных рейдеров» возможности влиять на решение судей.

Однако, по мнению экспертов, справиться с судебной коррупцией это не поможет. «Если суд будет проходить по месту регистрации компании, то он будет заканчиваться в пользу собственников предприятия, даже если они не правы,— уверен Валерий Тутыхин.— Дело в том, что суды, как правило, лояльно относятся к компаниям, которые находятся у них под боком».

Кроме того, Греф считает нужным отказаться от деления акционерных обществ на открытые и закрытые. Как рассказал министр, в настоящее время насчитывается 40 тыс. АО, но на рынке присутствуют только около 200. При этом подавляющее их число «не являются и не будут являться публичными компаниями». В связи с этим надо разработать новую форму собственности, введя некие критерии публичности компании. Экспертам такое предложение представляется разумным. «Дело в том, что сейчас концептуальных различий в экономических последствиях осуществления бизнеса в форме закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, по сути, нет»,— говорит юрист ЮК Legas Елена Хмелевская.

Под конец заседания Герман Греф обрушился с критикой на судейский корпус. Он заявил, что недобросовестные судьи, принимающие решения, после которых «тысячи людей выбрасываются на улицы», должны быть поименно названы и отстранены от работы.
Впрочем, по словам Тутыхина, заявление Грефа можно считать лишь выражением эмоций. «То, о чем он говорит, называется дисквалификацией.
Это и сейчас происходит»,— отмечает Тутыхин.

Начать дискуссию