В следующем году формализованная сверка электронных деклараций НДС станет более удобной для налогоплательщиков за счет новых сервисных возможностей.
Об этом в ходе Х практической конференции СКБ Контур «Бухгалтерские новшества 2015-2016» сообщила зам. начальника отдела управления камерального контроля ФНС России Евгения Асташова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, с 2015 года налогоплательщики, на которых возложена обязанность электронного декларирования (не только по НДС) должны обеспечить электронное взаимодействие с налоговыми органами и направлять квитанцию о приеме документов в электронной форме по ТКС через оператора (п.5.1 ст.23 НК РФ). В случае, квитанция о получении требования о представлении документов или пояснений не направлена в установленный срок, налоговые органы могут приостанавливать операции компании по счетам в банке.
С 2015 года бизнес-процесс камеральной проверки по НДС разделился на две составляющие, напомнила Евгения Асташова.
Автоматизированная проверка с привлечением межрегиональных инспекций по камеральному контролю состоит из следующих этапов:
- Прием электронной декларации,
- Проверка декларации на логический контроль,
- Расчет контрольных соотношений (КС),
- Автотребование о представлении пояснений по КС,
- Сопоставление операций контрагентов,
- Автотребование о представлении пояснений по расхождениям,
- Обработка формализованных пояснений по расхождениям.
- Ручная отработка расхождений, которой занимаются ИФНС, включает в себя:
- Требование о представлении документов по расхождениям,
- Ручной ввод неформализованных пояснений по расхождениям.
Пояснения по расхождениям, как уточнила Асташова, могут потребоваться в следующих случаях:
Расхождение вида «разрыв»:
- 1. Непредставление налоговой декларации контрагентом
- 2. Представление декларации контрагентом с «нулевыми» показателями
- 3.Отсутствие операции в налоговой декларации контрагента
- 4. Значительное искажение данных
Расхождение вида «НДС»:
Превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком -покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом -продавцом с операции по реализации.
Формализованный документооборот между налоговым органом и налогоплательщиком, включающий в себя двусторонний обмен xml-файлами, помогает оперативно исправлять технические ошибки переноса показателей счетов-фактур в книги покупок и продаж. Но для этого учетная система налогоплательщика должен иметь возможность автоматизированного учета поступившей информации (что обеспечивается оператором ЭДО). Это экономит время и усилия бухгалтерии, однако сопряжено с финансовыми затратами, отметила представитель ФНС.
В 2016 году, по словам Евгении Асташовой, к формализованному пояснению деклараций НДС добавятся следующие возможности:
- Удаление сведений, ошибочно отраженных в налоговой декларации,
- Добавление сведений, ранее не отраженных в налоговой декларации,
- Пояснение несоответствий, выявленных при расчете контрольных соотношений,
- Изменение суммы НДС.
Начать дискуссию