Система налогообложения нефтяного сектора российской экономики останется неизменной. Как заявил замглавы Минфина Сергей Шаталов, ведомство выступает за сохранение привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин к мировым ценам на нефть. Нефтяники удивлены: это заявление противоречит прежним планам правительства.
«Мы планируем сохранить твердую ставку НДПИ на нефть еще на пять лет»,— заявил вчера замминистра финансов Сергей Шаталов. Действие фиксированной ставки НДПИ заканчивается 31 декабря 2006 года, напомнил он, но Минфин считает необходимым продлить ее действие до 2011 года. Наряду с фиксированной ставкой сохранится и привязка НДПИ к мировой цене на нефть. По словам Шаталова, не изменится и система расчета экспортных пошлин на нефть (сейчас они тоже зависят от мировых цен).
Ранее ожидалось, что с 2007 года фиксированная ставка НДПИ для нефтяников сменится адвалорной (установленной в процентах от стоимости добытого сырья), которая уже действует для всех полезных ископаемых, кроме нефти. Вместо этого Шаталов теперь предлагает, наоборот, ввести фиксированные ставки на другие виды сырья — созданная в Минфине рабочая группа оценивает такую возможность. «Это большая работа, хорошо если мы выйдем с предложениями к концу 2006 года»,— успокоил Шаталов.
При этом он отметил, что закон о дифференциации НДПИ сейчас рассматривает МЭРТ, и он будет готов уже в апреле.
Введение пониженных (или даже нулевых) ставок налога для истощенных или новых месторождений, по замыслу авторов закона, должно стимулировать нефтяников более эффективно распоряжаться запасами. Правда, ранее Шаталов заявлял, что он с подозрением относится к этой идее. «Велик риск, что откроются лазейки и каждый сможет доказать, что у него низкодебитное месторождение»,— говорил он в октябре.
В свою очередь нефтяные компании неоднократно заявляли, что привязка НДПИ к цене нефти на мировом рынке— главная причина постоянного роста цен на топливо внутри России. С ними согласны и эксперты. «Сохранение привязки НДПИ к мировым ценам ведет к увеличению налоговых изъятий с ростомцены на нефть, которые компенсируются нефтяниками за счет повышения цен на топливо на внутреннем рынке»,— заявил вице-президент Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Идею отказа от привязки НДПИ к мировым ценам активно отстаивал, в частности, ЛУКОЙЛ, но вчера компания предпочла воздержаться от комментариев — в ЛУКОЙЛе заявили, что хотели бы дождаться официального документа. По той же причине свою оценку словам Шаталова отказались дать в «Роснефти» и «Сибнефти».
Представители других сырьевых отраслей пока также не готовы оценить предложение Шаталова приравнять их к нефтяникам. «Никаких претензий к нынешнему НДПИ у нас не было,— сообщили „Бизнесу” в Сибирской угольной энергетической компании.— Для угольной отрасли сейчас гораздо важнее отмена импортных пошлин на оборудование, а также предоставление инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Что же касается идеи перевода НДПИ на фиксированную ставку, то сейчас можно сказать только одно: если эти ставки будут рассчитываться по максимальной цене на рынке, это поставит отрасль в невыгодное положение».
«При отсутствии дифференциации НДПИ и мер по стимулированию разработки новых месторождений любое снижение мировой цены на нефть делает эту разработку нерентабельной,— предупреждает руководитель аналитического отдела ИК РИМ Михаил Армяков.— Ожидать при этом, что Россия сможет заметно увеличить объемы добычи нефти, не стоит».
НДПИ будет привязан к нефти еще пять лет
Система налогообложения нефтяного сектора российской экономики останется неизменной.
Начать дискуссию