Туроператорам, судя по всему, все же придется обзаводиться банковскими гарантиями или страховать ответственность перед клиентами на случай форс-мажорных ситуаций. Соответствующие поправки в закон «Об основах туристической деятельности» могут поступить в Госдуму уже в марте этого года.
В Федеральном агентстве по туризму уверены, что введение финансовой ответственности позволит вытеснить с рынка фирмы-однодневки и защитить клиентов от недобросовестных операторов.
Эксперты согласны. Но очевидно, что выдержать новые условия смогут только крупные операторы; для небольших фирм, даже добросовестно исполняющих свои обязательства, новые правила игры могут оказаться заведомо неисполнимыми.
Финансовая ответственность туроператоров должна заменить действующую систему лицензирования, которая будет отменена с 1 января 2007 года.
По словам заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Надежды Назиной, поправки в закон «Об основах туристической деятельности», ужесточающие требования к туроператорам, скорее всего, будут вынесены на рассмотрение в Госдуму уже в марте этого года.
Прежде всего чиновники предлагают создать реестр туроператоров, в который смогут попасть лишь компании, готовые предоставить финансовую гарантию выполнения своих обязательств перед туристами в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. Предполагается, что туроператор будет обязан иметь либо страховой полис, либо поручительство от банка, который на случай непредвиденных ситуаций будет готов компенсировать потери клиентов туроператора.
Во сколько обойдется туроператорам их финансовая ответственность, чиновники пока не разглашают, ссылаясь на то, что этот вопрос находится в стадии обсуждения. Тем не менее ранее представители Федерального агентства по туризму заявляли, что банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих международную туристическую деятельность или международную деятельность в сфере внутреннего туризма, должны составлять 3–10 млн руб., а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом,— 1 млн руб.
«Механизм действия финансовых гарантий частично будет указан в самом законе, подробно — в подзаконных актах»,— отмечает Назина.
Эксперты обращают внимание на то, что величина страховой или банковской гарантии для туроператоров должна зависеть от того, какие именно услуги оказывает компания. «Необходим разумный подход при расчетах, учитывающий стоимость той или иной туристической программы, которую предлагает оператор»,— говорит директор по маркетингу и туризму компании «Инна-тур» Светлана Куркович. По ее словам, сезонная турпрограмма, например, в Таиланд, по самым скромным подсчетам обходится компании не менее чем в $500 тыс. Заместитель гендиректора «Натали-тур» Татьяна Чувилкина считает, что если получить страховой полис смогут и небольшие туристические компании, то вот заручиться банковской гарантией будет под силу лишь крупным операторам. Такое же мнение и у президента ассоциации региональных банков «Россия» Александра Мурычева. «Банк, выступая гарантом туроператора, должен знать его финансовую историю, иметь представление об оборотных средствах компании.
Поэтому вряд ли банк осмелится брать на себя ответственность за оператора, который мало известен на рынке»,— отмечает он. «Чем меньше на рынке будет туроператоров, особенно по выездному туризму, тем более вероятно, что туристы будут защищены от фирм-однодневок»,— резюмирует Татьяна Чувилкина.
От туроператоров требуют гарантий
Туроператорам, судя по всему, все же придется обзаводиться банковскими гарантиями или страховать ответственность перед клиентами на случай форс-мажорных ситуаций.
Начать дискуссию