ВЭД

Шереметьевская таможня делит очереди

Завтра участники ВЭД, проходящие оформление на таможне аэропорта Шереметьево, вынуждены будут разделиться на две очереди.

Завтра участники ВЭД, проходящие оформление на таможне аэропорта Шереметьево, вынуждены будут разделиться на две очереди. Как стало известно «Бизнесу», руководство таможни приняло решение оформлять грузы крупных компаний с хорошей репутацией отдельно от остальных. Участники ВЭД считают, что создание аналога зеленого коридора в два раза сократит время прохождения контроля на таможне.

«Идея вывести крупные компании в отдельную очередь очень здравая, ее реализация существенно ускорит грузопоток»,— рассказал об инициативе Шереметьевской таможни менеджер компании IBM Михаил Михайлов. По его словам, из-за того, что те компании, которые давно работают на рынке и хорошо себя зарекомендовали, стоят в одной очереди с фирмами-однодневками, их грузы нередко простаивают. «Они вынуждены ждать, пока таможенники проверят подозрительные грузы»,— поясняет он. В пресс-службе аэропорта Шереметьево «Бизнесу» эту новость не подтвердили, но и не опровергли. Однако участники ВЭД утверждают, что таможенники их уже предупредили о том, что нововведение вступит в силу 1 марта. «Это пилотный эксперимент, до Шереметьевской таможни такого решения никто не принимал. Если все пройдет успешно, то и другие таможни последуют ее примеру»,— подчеркивает Михаил Михайлов.

«Эта мера вынужденная,— поясняет руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин.— Шереметьевская таможня всегда отличалась повышенными требованиями к документам, предъявляемым участниками ВЭД, оформление на этой таможне обычно занимает у нас двое-трое суток, в то время как, например, на Московской западной таможне на это уходят всего лишь одни сутки».

По его словам, правовая основа для принятия такого решения есть в приказе ФТС №409, который позволяет в отношении отдельных лиц, перемещающих товары через границу, проводить таможенный контроль не в полном объеме.

«Создание аналога зеленого коридора для добросовестных импортеров сократит время прохождения контроля до одних суток»,— считает Сергей Фалин. Эксперты полагают, что критерии определения добросовестных компаний при выстраивании их в отдельную очередь будут совпадать с теми, которые применяются в отношении импортеров, претендующих на процедуру упрощенного оформления грузов. В частности, компания должна осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет и не иметь задолженности перед бюджетом.

«На самом деле у каждой таможни есть списки таких компаний, и определить импортеров, которые должны стоять в отдельной очереди, таможенникам не составит труда»,— говорит Михаил Михайлов.
По его словам, безусловно, те компании, которые не подпадут под льготный порядок таможенного оформления, останутся недовольными. «К ним заранее будет предвзятое отношение со стороны таможенников»,— уверен Михайлов.

С ним соглашается директор ООО «Юнисторг» Петр Травинский. «Компаний, которые числятся в белом списке таможни не так уж много, поэтому основная часть будет проходить оформление в обычном порядке. Их недовольство может привести к тому, что таможня отменит свое решение».

Начать дискуссию