Законопроекты

Госрегулирования не будет

Государство не планирует вводить регулирование цен на товары и услуги общеэкономического значения, о чем заявил во вторник глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков.

Государство не планирует вводить регулирование цен на товары и услуги общеэкономического значения, о чем заявил во вторник глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков. Напомним, что «Бизнес» первым из российских изданий сообщил о планах государства взять под жесткий контроль поставщиков подобных товаров и услуг.

Эксперты слова Новикова расценивают как попытку успокоить предпринимателей, опасающихся расширения присутствия государства в экономике.

Как следует из имеющейся в распоряжении «Бизнеса» концепции законопроекта, государство намерено, во-первых, определить список товаров и услуг «общеэкономического значения» и, во-вторых, взять под жесткий контроль поставщиков и производителей таких услуг. В соответствии с первоначальной концепцией законопроекта государство должно принять «принципиально новую» модель регулирования цен на наиболее важные товары, которые характеризуются несколькими видовыми признаками: социально-публичным элементом, существенным влиянием на темпы инфляции, универсальностью, непрерывностью, доступностью, определенным качеством и безопасностью.

Как следует из законопроекта, «для обеспечения всеобщего доступа и полного географического покрытия» такими товарами предполагается осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на товары и услуги общеэкономического значения. Также планируется, что органы исполнительной власти будут утверждать типовые формы договоров с поставщиками таких услуг и следить за тем, чтобы цены на товары и услуги общеэкономического значения были привязаны к их качеству.

Однако, как уверяет Сергей Новиков, ни концепция законопроекта, ни то обсуждение, которое сейчас в этой связи началось, не говорят о том, что правительство планирует расширить сферу прямого ценового регулирования. «То есть те сегменты, те рынки как в рамках товарных, так и географических границ, которые функционируют на конкурентных принципах, по нашему мнению, и должны функционировать на конкурентных принципах, на конкурентной основе»,— утверждает Новиков. Чиновник также отметил, что, собственно, сама ФСТ «никогда не предполагала расширения сферы прямого ценового регулирования».

По мнению экономиста инвестбанка «Траст» Евгения Надоршина, реакция Сергея Новикова вполне объяснима.

«Судя по тому, какое внимание уделяется этому вопросу, концепция законопроекта выносилась на широкое обсуждение с одной целью — узнать реакцию на нее экономистов и представителей бизнеса,— полагает Надоршин,— в зависимости от этого и будут изменены нормы законопроекта».

При этом, отмечает экономист, первоначальные положения законопроекта сформулированы настолько расплывчато, что его применение может носить выборочный характер. «Формулировки, содержащиеся в концепции законопроекта, могут использоваться как для жесткого регулирования цен и качества услуг „общеэкономического значения”, так и для полного их нерегулирования»,— полагает Надоршин.

Правительство не успело согласовать налоговые поправки
Правительство перенесло запланированное на сегодня рассмотрение сразу двух ключевых для бизнеса вопросов. Согласно официальной версии обсуждение законопроекта о доступе иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли экономики было отложено, поскольку Минпромэнерго не успело согласовать его с отраслевыми министерствами и ведомствами. В свою очередь вопрос о совершенствовании налоговой политики был снят из-за того, что Минэкономразвития внесло в правительство уточненный макроэкономический прогноз с небольшим опозданием, в связи с чем Минфину потребовалось время для внесения необходимых уточнений в программу.

Напомним, что разрабатываемый Минпромэнерго законопроект «О порядке осуществления прямых инвестиций в уставные капиталы коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности» предусматривает ограничение иностранных инвестиций в 39 стратегически важных отраслей, которые разделены на пять секторов: космическую индустрию, сектор атомной энергетики, сектор производства вооружения и боевой техники, производство специальной техники, авиацию. Согласно первоначальному варианту законопроекта иностранные компании, которые хотят взять под контроль предприятия из этого списка, должны получить на это соответствующее разрешение правительства. Ограничения на доступ иностранных инвесторов в стратегические секторы российской экономики будут распространяться на сделки, в которых доля инвестора может превысить 50% акций приобретаемой компании. Кроме того, под ограничения скорее всего попадут и сделки с активами тех организаций, которые владеют контрольным пакетом акций компаний в стратегических отраслях. Впрочем, не исключено, что эти условия могут в процессе межведомственного согласования измениться.

Рассмотрение доклада Минфина о налоговой политике государства, по словам Сергея Шаталова, отложено из-за технических нестыковок между ведомством Алексея Кудрина и Минэкономразвития. «Этот вопрос переносится на более поздний срок, дата неизвестна»,— заявил Сергей Шаталов. Судя по его словам, в докладе Минфина содержится лишь одно ключевое предложение — ввести унифицированную ставку НДС на уровне 15% с 2009 года.

При этом он подчеркнул, что предложения Минфина по дифференциации ставки НДПИ в правительство пока не внесены вовсе. «Несколько дней назад они поступили в Минфин, есть определенные разногласия технического характера»,— рассказал Сергей Шаталов. Главное из них касается вопроса предоставления компаниям налоговых каникул. «Минфин хочет понять, по достижении каких показателей их можно будет завершать для предприятий ранее чем через семь лет»,— отметил Шаталов.

Начать дискуссию