Амнистия готова

Завтра законопроект о налоговой амнистии, который уже дважды переписывался Минфином, должен поступить в правительство.

Как стало известно «Бизнесу», завтра законопроект о налоговой амнистии, который уже дважды переписывался Минфином, должен поступить в правительство. В ведомстве Алексея Кудрина надеются, что на этот раз кабинет министров даст положительное заключение и в ближайшее время явно забуксовавший в процедуре межведомственных согласований документ внесут на рассмотрение в Госдуму. Если это произойдет, лица, которые задекларируют с 1 ноября 2006 года до 30 апреля 2007 года свои неофициальные доходы и заплатят 13-процентный сбор с этих сумм, будут освобождены от налоговой и уголовной ответственности.

Законопроект о налоговой амнистии вносится в Госдуму с полугодовалым опозданием.

По информации «Бизнеса», Минфин, сорвав сроки подготовки и вступления в силу закона, вызвал серьезное недовольство у администрации президента — первоначально предполагалась, что документ поступит в правительство еще в сентябре-октябре прошлого года и начнет действовать с 1 января 2006 года.

Однако первый вариант амнистии, подготовленный Минфином еще в прошлом году, был забракован правительством. Дело в том, что согласно законопроекту лица, возвратившие в страну свои капиталы, не освобождались от ответственности за нарушение валютного, таможенного и уголовного законодательств. Кроме этого, обязанность переводить амнистируемые средства в банки автоматически ставила под прицел Росфинмониторинга налогоплательщиков, которые согласились бы легализовать свои доходы.

Второй вариант законопроекта, который исправлял все эти недостатки, содержал несколько чисто технических ошибок — во-первых, документ не был согласован с Минэкономразвития, и, во-вторых, не были определены сроки начала и окончания действия амнистии.

Сейчас все эти разногласия сняты и, по информации «Бизнеса», сегодня законопроект будет завизирован замминистра финансов Сергеем Шаталовым, завтра — подписан министром финансов Алексеем Кудриным и внесен в правительство. Если его там одобрят, а затем примут в Госдуме, граждане получат право с 1 ноября 2006 года по 30 апреля 2007 года легализовать свои капиталы, заполнив для этого специальную налоговую декларацию и уплатив 13-процентный налог.


Списки задели всех за живое
Обнародование подготовленных ФНС списков предпринимателей, которые могут быть причастны к созданию фирмоднодневок, не оставило равнодушными ни бизнесменов, ни банкиров, ни продавцов серых компаний. Все они сходятся в одном — разослав свой перечень по банкам, налоговики поступили незаконно и вновь подорвали доверие к власти. Ситуацию усугубляет то, что в список попали немало добропорядочных бизнесменов и финансистов, а ряд имен, на которые действительно регистрируются однодневки, в нем отсутствуют.

Во вторник «Бизнес» сообщил, что в феврале Межрайонная инспекция ФНС России №46 разослала по банкам письмо, согласно которому «в рамках мероприятий, направленных на борьбу с фирмами-однодневками, инспекция направляет сведения об адресах массовой регистрации и о физлицах-учредителях (руководителях), которые являются таковыми в ряде уже созданных юрлиц». К письму приложены списки из около 8,5 тыс. адресов и 3,2 тыс. человек. Получение этого письма «Бизнесу» официально подтвердили пять банков — Промсвязьбанк, НОМОС-банк, Абсолют-банк, МДМ-банк и Импэксбанк.

Действия фискалов, в начале года объявивших войну фирмам-однодневкам, повергли предпринимателей в шок.

В списке ФНС оказались известные люди — губернатор Калининградской области Георгий Боос, председатель совета директоров «Магазина горящих путевок» Андрей Озолинь, предправления Мастербанка Борис Булочник, президент— председатель правления «Конверс групп» Александр Антонов, председатель совета директоров ИК «Алор инвест» Анатолий Гавриленко и ряд других финансистов.

«Мы попали в одну компанию с алкоголиками, на которых регистрируют подставные фирмы, это по крайней мере неприятно»,— сказал вчера «Бизнесу» один из участников списка. Другой фигурант отмечает, что уже шесть лет не является учредителем или гендиректором компаний, которые создавались когда-то для нужд бизнеса.

Фискалы внесли в свой перечень и целый ряд юристов, которые предлагают легальные услуги по покупке готовых фирм. В частности, в списке значатся Михаил Воля-Гойхман и Роман Здоровец, являющиеся учредителями ряда компаний, купить которые предлагает на своем сайте tverckaya.ru агентство юридических и финансовых консультаций. Сотрудник агентства, не назвавший своего имени, сказал, что действия налоговиков носят неправовой характер и комментировать их не имеет смысла. Однако представитель другой компании, занимающейся аналогичным бизнесом, уверил нас, что в списке «масса нормальных юристов, которые работают по закону, но в силу технических особенностей этого бизнеса временно являются учредителями многих компаний одновременно».

«Бизнес» дал ознакомиться со списком ФНС и одному из создателей московских фирм-однодневок, который предоставляет услуги по регистрации компаний на номинальных директоров (обычно лиц без определенного места жительства).

Этот человек сообщил, что в перечне присутствуют «многие, но далеко не все номиналы», с которыми он работает. И легальным, и полулегальным бизнесменам так и осталось неясным, какими критериями руководствовались чиновники.

Банкиры, похоже, пока не знают, что делать с полученными данными. «Раньше таких прецедентов не было, поэтому мы будем ждать дальнейших рекомендаций и разъяснений от соответствующих органов»,— говорит заместитель директора департамента обслуживания клиентов Абсолют-банка Сергей Авраменко. ВНОМОС-банке обещали «проанализировать» списки. В Международном промышленном банке (МПБ), где, по данным tverckaya.ru, открыты счета ряда фирм с учредителями из списка, говорят, что пока не получали письмо ФНС. А раскрывать информацию о клиентах банк не может, отмечает руководитель пресс-службы МПБ Дмитрий Мороченко. «По сути государство в лице налоговой инспекции перекладывает свои проблемы на банки,— возмущается юрист одного из банков, пожелавший остаться неназванным.— Если государство их зарегистрировало, то почему мы должны отказывать им в обслуживании».

Юристы единодушны в том, что, обнародовав список, налоговые органы нарушили ряд законов. По словам руководителя департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуарда Кучерова, Налоговый кодекс «гласит, что сведения о налогоплательщиках являются налоговой тайной».

«Налоговики обязаны предоставлять информацию об учредителях предприятия, только если заинтересованное лицо эту информацию запрашивает,— пояснил Кучеров.— Но они самостоятельно инициировали ее распространение по организациям, которые такие запросы не делали, и это нарушение налоговой тайны».

Старший консультант компании AGA Management Николай Фрейтак пояснил «Бизнесу», что, распространив свое письмо, налоговики также нарушили пункт 1 ст. 6 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку они обнародовали сведения о номере паспорта учредителей фирм, а также информацию, кем и когда был выдан документ. «Эти сведения могут быть предоставлены исключительно органам госвласти, органам государственных внебюджетных фондов в порядке, который установлен правительством,— говорит „Бизнесу” начальник отдела корпоративного права МГКА „Лев Каменков и коллеги” Татьяна Лущай.— Законом не предусмотрено право предоставления указанных сведений банкам».

Николай Фрейтак уверен, что списки наносят ущерб деловой репутации попавших в них предпринимателей, однако бизнесмены, скорее всего, займут выжидательную позицию и станут обращаться в суд только при наступлении конкретных неблагоприятных последствий.

Лущай поясняет, что прежде чем оспаривать внесение своих данных в черный список, предпринимателям необходимо собрать доказательную базу, то есть получить какую-либо официальную бумагу от налоговиков или банка. Без доказательной базы в суде будет почти невозможно доказать передачу данных от налоговиков в банки, предостерегает эксперт.

А Кучеров советует пострадавшим инициировать жалобу о разглашении информации в прокуратуру. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, должностному лицу, разославшему письмо, то есть обнародовавшему информацию с ограниченным доступом, грозит штраф в размере 40–50 МРОТ (4–5 тыс. руб.).

Пока ни один из попавших в список бизнесменов не говорит о своих намерениях в отношении ФНС. «Нужно просто опубликовать списки, чтобы всем стало ясно, что они абсурдны»,— полагает один из юристов.

Комментарии

1
  • Антон Демин
    [quote]Пока ни один из попавших в список бизнесменов не говорит о своих намерениях в отношении ФНС[/quote] Эх, боятся в суд на ФНС подать.