Как стало известно «Бизнесу», вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня собирается в атаку на «серый» импорт автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, сейчас на нем доминируют именно «серые» импортеры, на долю которых приходится более 70%, или $1,8 млрд. Эксперты предполагают, что если таможня возьмется за эту проблему всерьез, доля официальных импортеров может вырасти до 80–85%.
Как рассказал «Бизнесу» директор «Рольф ПДК» (дистрибутор запасных частей и аксессуаров к автомобилям Mitsubishi и Hyundai) Александр Ларин, Федеральная таможенная служба совместно с официальными импортерами автомобилей планирует ряд мероприятий для пресечения импорта запасных частей по заниженной стоимости. По данным «Рольфа», рынок запчастей к иномаркам сегодня составляет $2,5 млрд. Официальные импортеры оригинальных запчастей (обычно это импортеры автомобилей) контролируют 20% рынка ($0,5 млрд), еще 8% ($0,2 млрд) приходится на официальный ввоз запчастей их производителями. Таким образом, «серый» и «черный» импорт запчастей оценивается в $1,8 млрд. Как считает генеральный директор компании КЭМП (владеет сетью магазинов запчастей в Московском регионе) Валерий Беккер, еще около $0,5 млн приходится на ввоз бывших в употреблении машин для их разборки на запчасти.
Между тем торговля запчастями — выгодный бизнес для дилеров. Как заявил Александр Ларин на конференции «Автомобильная промышленность России», на «Рольф ПДК» приходится около 5% оборота группы «Рольф» (в прошлом году он составил $2,35 млрд) и более 20% прибыли (EBITDA «Рольфа» в 2005 году — около $170 млн). И «Рольф», как и другие дилеры, готов побороться за рынок в сотни миллионов долларов. «Сегодня честные импортеры проигрывают тем, кто занижает стоимость товара на таможне»,— констатирует Валерий Беккер. По его мнению, если таможенники проведут подобные операции, цены на запчасти для иномарок вырастут. Но в «Рольфе» отметили, что крупные официальные импортеры запчастей, вероятно, будут готовы снизить цены, если смогут увеличить объемы продаж.
Как уже писал «Бизнес», в прошлом году подобные операции таможенники проводили в отношении мобильных телефонов и бытовой техники. «В начале 2005 года доля нелегального импорта телефонов доходила до 90%, а к концу года снизилась до 20%»,— рассказал PR-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Он напомнил, что на одном из последних заседаний коллегии Федеральной таможенной службы глава МЭРТ Герман Греф после встречи с бизнес-сообществом поставил задачу поднять легальный импорт по электронике и бытовой технике до 85%.
«На наш взгляд, это минимальный уровень для того, чтобы легальные импортеры могли конкурировать с „серым” и „черным” ввозом»,— говорит Гуськов. По его мнению, по всем прочим товарным группам, за которые возьмется таможня, государство будет требовать таких же показателей.
Впрочем, предупреждает представитель РАТЭК, при импорте таких товаров, как запчасти, таможенники наверняка столкнутся с проблемой правильной идентификации деталей. «Хотя и ее можно решить, если официальные импортеры предоставят полные каталоги со своей номенклатурой»,— считает Антон Гуськов.
Таможня займется запчастями
Вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня собирается в атаку на «серый» импорт автомобильных запчастей.
Начать дискуссию