Прощение долга представляет собой освобождение кредитором должника от имущественной обязанности. В связи с этим прощение долга является разновидностью дарения (статья 572 Гражданского кодекса РФ) и в расходах по налогу на прибыль не учитывается. Такую точку зрения изложил Минфин в письме № 03-03-06/2/53125 от 12.09.2016 г., отвечая на вопрос, может ли банк прощение долга в затратах по налогу на прибыль.
Убытки от прощения долга базу по налогу на прибыль не уменьшают
Прощение долга представляет собой освобождение кредитором должника от имущественной обязанности. В связи с этим прощение долга является разновидностью дарения.
Комментарии
2На мой взгляд, более полезным в разрешении данного вопроса является письмо ФНС от 21.01.2014 № ГД-4-3/617.
По крайней мере, ведомство:
- не пытается делать выводы в части норм гражданского законодательства;
- ссылается на норму ст.252 НК в отношении обоснованности/ не обоснованности таких трат налогоплательщика;
- делает ссылку на Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 2833/10, в котором указано: "признание для целей налогообложения убытков, полученных в результате прощения долга, может быть признано правомерным, если налогоплательщиком представлены доказательства направленности этих действий на получение дохода, о чем может свидетельствовать наличие у кредитора, освобождавшего должника от лежащих на нем обязанностей, коммерческого интереса в прощении долга, который, в частности, может выражаться в достижении соответствующего мирового соглашения, направленного на урегулирование взаимных требований. Прощение долга признается дарением только в том случае, если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара".