ВЭД

Таможенники взялись за комплектующие

Вчера Федеральная таможенная служба отчиталась об аресте очередной контрабандной партии компьютерных комплектующих.

Вчера Федеральная таможенная служба отчиталась об аресте очередной контрабандной партии компьютерных комплектующих. На этот раз был задержан гражданин России, пытавшийся провезти через Шереметьевскую таможню более трех тысяч процессоров Intel на общую сумму 10,245 млн. руб. Однако этот публичный арест является лишь верхушкой айсберга.

Российские госорганы проводят сейчас масштабную акцию «обеления» компьютерного рынка с арестом складов крупных дистрибуторов. Но в отличие от ситуации с мобильным кризисом в этот раз силовики предпочитают «почистить» рынок тихо и без огласки.

Таможенная активность на рынке компьютерных комплектующих началась еще в конце прошлого года, когда МВД объявило об изъятии партии компьютеров и комплектующих на сумму $7 млн.

Тогда в Москве были опечатаны четыре склада, принадлежащие крупнейшим дистрибуторам техники. В числе пострадавших фигурировали компании «Нео групп», «Тринити электроникс» и «Индестр». После чего на рынке воцарилось временное затишье, прерываемое время от времени заявлениями о задержании единичных контрабандных грузов. Вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила об аресте партии микропроцессоров Intel, которые пытался провезти через Шереметьевскую таможню некий российский гражданин. В ФТС «Бизнесу» подтвердили факт задержания и сообщили о возбуждении уголовного дела по ст. 188 УК РФ по факту контрабанды.

В Intel оценить произошедшее отказались. «Мы сами ничего не ввозим на территорию России, поэтому таможенные проблемы касаются только импортеров,— заявил пресс-секретарь Intel Всеволод Семенцов.— Требуемые прайс-листы на продукцию мы давно предоставили ФТС».

Однако арест незначительной партии контрабанды — лишь малое свидетельство больших перемен на рынке компьютерных комплектующих и цифровой техники. Уже второй месяц российские силовые органы проводят рейды в офисы и склады крупнейших дистрибуторов. «По масштабу их акция сравнима с тем, что происходило на рынке мобильных телефонов в августе прошлого года (по разным оценкам, ущерб дистрибуторов составил $50–60 млн.),— рассказал руководитель одной из крупных торговых сетей на условиях анонимности.— А несколько оптовых дистрибуторов вообще прекратили свою деятельность». Однако в управлении К МВД России информацию не подтвердили и в резкой форме сообщили, что пока не намерены комментировать эту тему. Тем не менее, большинство опрошенных «Бизнесом» игроков подтвердили, что силовики проводят «очистительные» рейды. Однако рассказать о подробностях и дать авторизованные комментарии отказались. «Буквально на днях они опечатали склад одного из наших конкурентов и арестовали продукции на $2,5 млн.»,— сообщили в одной дистрибуторской компании.

Что характерно, практически каждый из собеседников «Бизнеса» припоминал таможенные проблемы у конкурентов, однако его собственная компания переживала «эти тревожные времена» спокойно. Глядя на происходящее, эксперты говорят, что борьба с серыми компьютерами может даже превзойти по накалу страстей и цен прошлогоднюю кампанию по «обелению» рынка мобильных телефонов.

«Компьютерный рынок значительно менее консолидирован,— поясняет эксперт ИК „Финам” Игорь Веретенников,— кроме того, сейчас к процессу выявления серого импорта подключаются региональные таможни и различные ассоциации». По его словам, в итоге расходы всех основных игроков значительно возрастут, а темпы роста цен могут превысить 50%.

По прогнозам, объем рынка компьютерных комплектующих в этом году составит около $3,5 млрд. По оценкам РАТЭК, лишь 20% компьютерной техники ввозится в Россию по белым схемам. «Если говорить о рынке комплектующих, то здесь ситуация может быть еще хуже»,— считают в «Финаме». Массированное «обеление» вызвало на рынке интересный эффект. «Лучше всего себя в таких условиях стали чувствовать фирмы, не являющиеся импортерами,— говорит Виктор Ларионов из Most Marketing.— Они работают по наиболее примитивной схеме: купить товар на внутреннем рынке, накрутить 1–2% и продать его».

Начать дискуссию