Законопроекты

Налоговые льготы снова сделают отраслевыми

Чиновники хотят возродить практику раздачи налоговых льгот отдельным отраслям.

Чиновники хотят возродить практику раздачи налоговых льгот отдельным отраслям. Минэкономразвития предлагает освободить от НДС авиатехнику, продаваемую российским покупателям, независимо от того, произведена она у нас или за рубежом. Минфин категорически против. Авиастроители говорят, что нововведение скорее поможет их западным конкурентам.


Идея поддержать авиацию налоговыми льготами изложена в письме замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, направленном в Минфин. Шаронов предлагает установить нулевую ставку НДС при продаже новых самолетов. Сейчас, продавая самолет российскому покупателю, компания вынуждена прибавлять к цене 18% НДС, а при импорте — еще и 20% таможенной пошлины. НДС, правда, возмещается, но иногда приходится ждать по полгода. Нововведение позволит авиакомпаниям обновить парк, “а не ввозить физически и морально устаревшую технику”, увеличить производство отечественных самолетов и улучшить экономику авиаперевозчиков, говорится в письме.

Связаться с Шароновым вчера не удалось. А руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков напоминает, что в большинстве стран действует нулевая ставка таможенных пошлин и НДС для гражданской авиатехники. “Российские авиаперевозчики и авиастроители из-за НДС изначально ущемлены”, — объясняет он.

“Существование НДС сводит к нулю шансы нашего авиапрома на рентабельное производство”, — соглашается аналитик “ИнфоМоста” Борис Рыбак. Он подсчитал, что от предложенных Минэкономразвития нововведений российские авиакомпании будут выигрывать около $500 млн в год в течение ближайших нескольких лет и свыше $1 млрд, когда “процесс модернизации авиапарка пойдет скорее”. Аналитик ОФГ Елена Сахнова уверена, что решение по импортируемым самолетам пролоббировал прежде всего “Аэрофлот”, закупающий большие партии западной техники. “Выгодна эта мера и западным компаниям”, — отмечает она.

Иностранные производители действительно довольны инициативой российских чиновников. “Высокие таможенные платежи не стимулировали развитие российского авиапрома и наносили вред авиакомпаниям, которые становились все менее конкурентоспособными”, — говорит представитель российского офиса Boeing Виктор Аношкин. Довольны и в “Аэрофлоте”. “Мы хотели бы на равных конкурировать с зарубежными авиакомпаниями — хорошо, что это понимает правительство”, — радуется руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг. До 2014 г. “Аэрофлот” планирует закупить 22 новых самолета Airbus-350 на сумму около $3 млрд.

“Своевременным” считает предложение Минэкономразвития и руководитель Агентства по промышленности Борис Алешин. Правда, он опасается, что “западные судна освободят от налогов при ввозе, а для российских предприятий сохранят схему возмещения НДС”.

От нововведения гораздо больше выиграют иностранные компании, чем отечественные, убежден финансовый директор “Ильюшин финанс” Николай Дадонов. “Инициатива чиновников существенно не меняет цену нашей машины: доля сборки в конечной стоимости самолета составляет около 10-15%, поэтому нулевая ставка НДС даст всего 1,8-2,7% снижения себестоимости”, — объясняет он. И советует правительству ввести льготы по налогу на имущество для авиализинговой деятельности. “Сейчас этот налог забирает 15-20% выручки и подрубает нас под корень, а иностранные компании регистрируются за рубежом и этот налог не платят”, — жалуется Дадонов.

Минфин категорически против предложения Минэкономразвития. “Все эти годы мы последовательно сокращали налоговые льготы — все экономические субъекты должны быть в равных налоговых условиях”, — говорит чиновник Минфина. “Отраслевые налоговые льготы — явно не лучшее решение”, — соглашается его коллега из администрации президента.

Начать дискуссию