Аудиторские фирмы, потерявшие более трети доходов после отделения консалтингового бизнеса, сегодня теряют деньги из-за роста расходов на защиту от судебного преследования и ухода клиентов, которым они предоставляют услуги налогового планирования. Генеральный директор Pricewaterhouse-Coopers International Сэмьюэл Дипьяцца рассказал американским сенаторам, какие потери несут аудиторы из-за корпоративных скандалов и ужесточения регулирования.
После серии скандалов с Enron, WorldCom, Xerox и другими компаниями в 2002 г. был принят Акт Сарбэйнса - Оксли, запретивший аудиторским фирмам во избежание конфликта интересов предоставлять консалтинговые услуги компаниям, аудит которых они проводят. После этого начались дебаты, стоит ли поступить таким же образом с налоговыми услугами. Но в начале 2003 г. регуляторы решили оставить за аудиторами право предоставлять одновременно и аудиторские, и налоговые услуги. Как выясняется, это не спасает аудиторские фирмы от ухода клиентов.
Выступая в банковском комитете, сената Дипьяцца заявил, что PwC потеряла 20% бизнеса в области налогового планирования - уже после того, как регуляторы дали добро на совместительство. Решение о покупке одновременно аудиторских и налоговых услуг должны принимать аудиторские комитеты компаний. Некоторые отказываются делать это, считая, что предоставление услуг в области налогового планирования ставит под вопрос независимость аудиторов при проверке бухгалтерской отчетности.
"Еще слышны заявления, что аудиторы, предоставляющие налоговые услуги клиентам, аудит которых они проводят, не являются независимыми, - несмотря на то что Конгресс и Комиссия по ценным бумагам и биржам внимательно проанализировали этот вопрос и заключили обратное", - заявил Дипьяцца. На долю налоговых услуг приходится около трети доходов "большой четверки". Аудиторы считают, что широкий спектр предоставляемых услуг позволяет им лучше узнать компанию. "Чтобы проводить качественный аудит, нужны налоговые специалисты, специалисты, разбирающиеся в нормах регулирования, в рисках, связанных с рынком ценных бумаг. Подобные специализированные знания не всегда есть у бухгалтеров", - говорил Дипьяцца в июньском интервью "Ведомостям".
Пристальное внимание регуляторов заставляет аудиторов уделять больше внимания качеству своей работы. Созданный в 2002 г. Комитет по надзору за аудитом публичных компаний сейчас проводит тщательную проверку аудиторских фирм, анализируя их корпоративную структуру и культуру в поисках конфликтов интересов, которые могут негативно сказаться на выполнении фирмами своих обязанностей по аудиту.
На аудиторов ополчились инвесторы и юристы, которые сразу обращают внимание на ошибки в аудите и пересмотр компаниями своих финансовых показателей. По словам Дипьяццы, у аудиторов быстро растут так называемые расходы "на защиту практики", т. е. на страхование, выплаты по внесудебным соглашениям и на участие в судебных разбирательствах. "В нашем американском подразделении расходы "на защиту практики" занимают второе место в списке расходов, связанных с ведением бизнеса. Больше мы тратим только на выплаты сотрудникам", - говорит Дипьяцца. В США у PwC работает почти 46 000 человек.
Чтобы снизить эти расходы и возможные будущие судебные издержки, а также защитить репутацию фирмы, PwC решила избавиться от наименее надежных клиентов. По словам Дипьяццы, американское подразделение проанализировало 842 публичные и непубличные компании - практически всю свою клиентскую базу. PwC оценивала риск, связанный с каждым конкретным клиентом, и решала, может ли она взять его на себя. "Мы продемонстрировали бизнес-сообществу, что PwC ставит качество аудита во главу угла", - заявил Дипьяцца. В результате перетряски клиентской базы PwC отказалась от сотрудничества со 159 компаниями. На их аудит PwC тратила около 250 000 часов в год. По расценкам фирмы, такая работа стоит $20,6 млн. (Использованы материалы FT. )
Михаил Оверченко
Аудиторы теряют клиентов
Аудиторские фирмы, потерявшие более трети доходов после отделения консалтингового бизнеса, сегодня теряют деньги из-за роста расходов на защиту от судебного преследования и ухода клиентов, которым они предоставляют услуги налогового планирования.
Начать дискуссию