Клиент Сбербанка подал иск из-за отказа выплатить ему 200 тыс.рублей компенсации за то, что он не получил свои деньги в банкомате.
Об истории, которая произошла в мае месяце, написал «Коммерсант». Владелец карты пытался снять через банкомат 200 тыс. руб. Устройство выдало чек с текстом «операция выполняется» и в то же время «запрос не может быть выполнен, если средства списаны и не могут быть возвращены в течение 24 часов, обратитесь в банк». Банкомат выдал чек и вернул карту, а клиент покинул банк. Однако, как выяснилось, уже через полторы минуты устройство выдало 200 тыс. руб., которые забрал неизвестный.
Сбербанк признает, что исходно операция была отклонена на уровне процессинговой системы «по причине отсутствия связи с банком». Однако через полторы минуты, подтверждает Сбербанк, «операция была выполнена успешно». Банк указывает клиенту, что он сам забыл деньги в банкомате, которые и «были получены неустановленным лицом». Обосновывая отсутствие оснований для возврата, Сбербанк сослался на собственные правила, по которым для «корректного завершения процедуры снятия наличных необходимо получить деньги, карту и чек».
Как пояснил «Ъ» глава региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин, который будет представлять интересы владельца карты в суде, человек был уверен, что средств не получит: «Банкомат сначала выдал на экране „транзакция выполняется“, затем на экране появилось „запрос не может быть выполнен“, банкомат вернул карту и напечатал чек. Очевидно, что в данной ситуации клиент не мог допустить, что деньги могут быть выданы».
Сбои, когда банкомат может «зависнуть» в момент выдачи денег, не редкость, отмечают эксперты. По словам руководителя направления по борьбе с мошенничеством центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет» Алексея Сизова, при технических сбоях обычно максимальное время между выдачей карты и выдачей наличных составляет две-три минуты. Но из-за сбоя банкомат может выключиться, затем включиться и завершить операцию, в этом случае временной разрыв может быть существенно больше, добавляет эксперт. По мере усложнения систем и их обновления технические сбои в работе банков происходят все чаще. Например, тот же Сбербанк в 2018 году сообщал о четырех крупных сбоях в работе, еще два произошли в конце 2017 года.
Клиентам важно понимать, что такое может случиться с каждым. По словам Алексея Сизова, при попадании в подобную ситуацию необходимо оперативно звонить в банк: «В ряде случаев, если произошел сбой и банкомат "завис", отменить операцию уже нельзя, и потому, возможно, придется дожидаться, пока он опять не включится и не завершит операцию, но принимать решение в такой ситуации надо не клиенту, а сотруднику банка».
Суд рассмотрит спор клиента со Сбербанком 23 октября.
Комментарии
7А как Клиент об этом должен был догадаться? На банкомате висела бумажка, предупреждающая о порядке действий в случае технического сбоя?
У меня столько вопросов после прочтения... Почему дело было в мае, а только сейчас наружу вылилось все это? Почему не стали искать вора сразу, ведь есть записи с камер, зачем ждать полгода? Почему он не через кассу снимал деньги, а понадеялся на банкомат и то, что там найдётся нужная сумма? Почему чек об операции вышел сначала, без денег и карты? В общем, мутная история.. Очень.