Налоговые споры

Инспекция взыскала с директора 98 млн. руб. спустя 5 лет

Владимир Туров в своем блоге рассказал о деле, по которому директор был привлечен к субсидиарной ответственности за пределами трехлетнего срока.

Вы наверняка знаете: если инспекторы доначислили компании недоимки, пени и штрафы, провели процедуру банкротства, и компания не расплатилась с долгами, тогда субсидиарная ответственность может быть переложена на плечи контролирующих должника лиц. А такими лицами, могут признать собственника, генерального директора, главбуха, финансового директора. И многие бизнесмены думают, что субсидиарка действует только в течение трехлетнего срока.

Владимир Туров в своем блоге рассказал о деле, по которому директор был привлечен к субсидиарной ответственности за пределами трехлетнего срока.

Неприятная новость изложена в Постановлении АС Московского округа №Ф05-14178/2018 от 13 сентября 2018 года по делу №А40-162110/2016.

Как было дело? В 2016 году арбитражный суд признал организацию банкротом и открыл конкурсное производство. Через год налоговики подали в суд уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ заявление о привлечении трех бывших генеральных директоров к субсидиарной ответственности по неисполненным компанией обязательствам перед бюджетом на сумму 98 миллионов рублей.

Арбитражный суд рассмотрел заявление налоговиков, но всю сумму взыскали только с одного бывшего генерального директора, который на момент налоговой проверки за 2010-2012 гг. возглавлял компанию. Именно за этот период времени налоговики нашли нарушения и доказали через суд, что компания должна бюджету 98 миллионов рублей. И эти деньги взыскали с генерального директора.

Обратите внимание, налоговики подали заявление в 2017 году, а проверка была в 2010-2012 годах. С 2012 по 2017 год прошло 5 лет: казалось бы, все сроки исковой давности истекли, и бывшему генеральному директору больше не о чем беспокоиться.

Конечно же, генеральный директор возразил и заявил, что трехлетний срок истек: налоговики не имеют права взыскать с него 98 миллионов рублей, ведь срок пропущен. Суд отклонил этот аргумент генерального директора, и начались «чудеса»…

Судьи сослались на пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 года №35: если кредитор (в данном случае – налоговая инспекция) изменяет правовые основания своего требования к должнику по сравнению с изначальными, то, согласно части 1 статьи 49 АПК РФ, считается, что кредитор подал новое заявление в момент такого изменения, и в данном случае начинается новый срок давности.

Что было изменением этого правового основания со стороны налоговиков? Сначала налоговики требовали взыскать задолженность с компании, но правовое основание поменялось: инспекция требовала взыскать задолженность с физического лица, т.е. с бывшего генерального директора.

Какие советы дал предпринимателям Владимир Туров, чтобы не попасть в такую ситуацию, узнайте здесь.

 

 

Начать дискуссию