В нынешнем году 86 стран, согласившихся обмениваться друг с другом налоговой информацией, около 4500 раз передали друг другу сведения — об этом впервые отчиталась Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Стандарт об автоматическом обмене информацией был принят еще в 2014 г., внедрить его обязались почти 100 стран, пишет газета «Ведомости». Почти все они, кроме США, где работает система FATCA (обязывает финансовые организации по всему миру информировать службу внутренних доходов США о счетах американских резидентов), и Кувейта, который перенес дату первого обмена на 2019 г., обязательства выполнили, указывает ОЭСР. Даже развивающиеся страны, которые проводят обмен в экспериментальном режиме, успешно стартовали: к примеру, Азербайджан и Пакистан в 2018 г. передали информацию 33 и 40 государствам соответственно и получили данные от них.
По единому стандарту обмена (Common Reporting Standard, CRS) банки должны предоставить налоговикам данные о состоянии счета клиента, движении средств за год, остатках, а те — передавать их зарубежным коллегам.
Есть юрисдикции, которые пока полноценно не участвуют в обмене, признает ОЭСР. Есть и те, кто предоставляет информацию другим странам, но сам получать ее не хочет. Таких стран 11 и у них нет систем прямого налогообложения, объясняет ОЭСР, но не сообщает, что это за страны.
Некоторые страны передают меньше информации, чем планировали, из-за сжатых сроков ее сбора и обработки, но с 2019 г. обмен должен заработать полноценно, пишут эксперты ОЭСР, по этой же причине пока сложно судить и о качестве получаемой информации.
Не участвует полноценно в обмене пока и Россия — страна уже получила первые данные от других стран за 2017 г., но сама еще не успела предоставить свою информацию. Федеральная налоговая служба завершает подготовку информации для передачи зарубежным странам, заверяет представитель службы.
Россия ведет обмен с 89 юрисдикциями, из них с 70 — в 2018 г., много офшорных. Данных очень много, зарубежные партнеры регулярно досылают информацию, предупреждал Мишустин.
В зоне риска — российские собственники пассивных компаний со счетами в банках стран, согласившихся на обмен. По стандарту ОЭСР это компании, более 50% доходов которых составляют дивиденды, проценты и другие пассивные доходы, — например, компании с основным активом в виде инвестиционного портфеля.
Даже если компании находятся в юрисдикциях, не обменивающихся данными, но работают через банки из стран, согласившихся на обмен, налоговики о них узнают, предупреждали юристы. Рискуют и владельцы незадекларированных зарубежных счетов. До 2018 г. на них нельзя было зачислять средства от продажи ценных бумаг, деривативов, зарубежной недвижимости. Штраф — 75—100% от запрещенной операции.
Начать дискуссию