Маркировка товаров

Обязательная маркировка будет контролироваться правительством

Концепция маркировки товаров, которую в октября поручил разработать глава Правительства РФ, была рассмотрена на совещании у вице-премьера Максима Акимова в прошедшую пятницу.

Концепция маркировки товаров, которую в октября поручил разработать глава Правительства РФ, была рассмотрена на совещании у вице-премьера Максима Акимова в прошедшую пятницу. С документом ознакомилась газета «Ведомости».

Подготовка концепции затянулась из-за спора чиновников, которые никак не могли решить, как контролировать систему. Медведев требовал, чтобы информация системы принадлежала государству, а бизнес получил недискриминационный доступ к ней. Кроме того, он поручил правительству решить, нужно ли наделить систему маркировки статусом государственной информационной системы (ГИС) и не стоит ли разделить функции маркировки товаров и оператора данных.

От последней идеи на совещании у Акимова решили отказаться, всерьез она даже не обсуждалась, будет единый оператор. Еще в конце 2017 г. Медведев назначил им без проведения конкурса Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

А вот контроль за системой будет усилен – она все же получит статус ГИС. Обычно государство определяет правила эксплуатации ГИС, накладывает ограничения, оператор обязан проводить конкурсы по процедуре госзакупок. ГИС работает по жестким правилам.

Еще одна проблема, беспокоившая бизнес, – критерии отбора товаров, которые будут маркироваться. Сейчас ЦРПТ маркирует табак и обувь, а в ноябре Федеральная налоговая служба передала ему систему маркировки лекарств. С 2019 г. будет подключено еще
12 категорий товаров – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. А к 2024 г. маркировка должна охватить все отрасли промышленности, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Консультативный совет по иностранным инвестициям предлагал три критерия: доля контрафактной продукции, соотношение цены и издержек на маркировку, эффект от нее для бизнеса. Минпромторг в проекте концепции предусмотрел шесть таких критериев: размер рынка, экспертные оценки доли незаконного оборота, структура возможных затрат бизнеса на маркировку, стоимость товаров, доля импорта, а также мелкого бизнеса.

Начать дискуссию