Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект о систематизации и регламентации процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса.
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации, а их предоставление часто направлено на решение определенных задач государственной политики — например, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, «налоговые расходы» на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.
Законопроект вводит понятие «налоговые расходы». «В отличие от прямых расходов бюджета, „налоговые расходы“ в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, учета и оценки. Это создает предпосылки для снижения эффективности государственной финансовой политики, недооценки фактических объемов ресурсов, направляемых на поддержку того или иного направления, ведет к неоптимальному распределению бюджетных ресурсов», — указывается в пояснительной записке.
Цель законопроекта — систематизация и регламентация процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса. Налоговые расходы определяются законопроектом как выпадающие доходы бюджетов, обусловленные налоговыми льготами, льготами по взносам на обязательное социальное страхование и другими преференциями по налогам, сборам и другим платежам, предусмотренными в качестве мер государственной или муниципальной поддержки в соответствии с целями государственных и муниципальных программ и задачами социально-экономической политики.
Законопроект предусматривает обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость ежегодной оценки налоговых расходов. В отношении муниципальных образований эти нормы будут применяться с 1 января 2020 года. Полномочиями по определению общих требований к проведению такой оценки будет наделено правительство. Отчет об оценке налоговых расходов РФ за отчетный финансовый год, оценке налоговых расходов РФ на текущий финансовый год и очередной финансовый год и плановый период предлагается представлять в Госдуму одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (начиная с проекта закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).
Предусматривается, что результаты оценки должны учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ, основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Федерации и муниципального образования. В случае принятия документ вступит в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Начать дискуссию