Положениям учетной политики компании уделяется пристальное внимание в ходе налоговых проверок. Поэтому формальный подход к ее составлению или неприменение на практике закрепленных способов учета, может привести к негативным последствиям. Какие изменения нужно учесть при составлении учетной политики на 2019 г.? Об этом рассказали эксперты «РосКо—Консалтинг и аудит» в блоге компании.
Основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):
- полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности (это означает, что в бухгалтерском учете подлежат все операции без исключения);
- своевременный учет хозяйственных операций (это означает, что операции необходимо отражать в тех периодах, в которых они были совершены);
- приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.
В налоговой учетной политике компании прописываются те способы учета, в отношении которых выполняется любое из условий:
законодательством предусмотрено несколько способов учета (например, несколько способов начисления амортизации), из которых организация может выбрать для себя наиболее подходящий;
способ учета законодательством не установлен (например, методика раздельного учета НДС при ведении облагаемой и не облагаемой этим налогом деятельности).
Что должно учитываться в учетной политике?
При разработке учетной политики как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета, компании, прежде всего, должны учитывать специфику своей деятельности.
В силу специфику осуществляемой деятельности и, соответственно, различного законодательного регулирования, учетная политика торговой организации будет отличаться от учетной политики производственного предприятия.
Так, в учетной политике производственного предприятия важно прописать порядок учета прямых или косвенных расходов в налоговом учете. Напомним, что право определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), должно быть реализовано в соответствующих разделах учетной политики (ст. 318 НК РФ). А выбор состава прямых расходов должен быть экономически обоснован, увязан со спецификой производства и технологическими процессами.
Предоставляя компаниям возможность самостоятельно определять налоговые правила игры в учетной политике, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика (постановление АС Уральского округа от 10.03.2015 г. №А76-12931/2014). Однако подробное экономическое обоснование перечня прямых расходов в учетной политике, в случае разрешения спора в судебном порядке, является весомым аргументом в пользу организации.
Важно!
В отношении предприятий госсектора Минфин РФ выпустил методические указания по применению ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (письмо Минфина РФ от 31.08.2018 г. №02-06-07/62480, доведено налоговиками письмом ФНС РФ от 10.10.2018 г. №АС-4-5/19735), которые подлежат применению с 1 января 2019 г.
В указанном стандарте установлены единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности: последствий изменения учетной политики, оценочных значений, исправлений ошибок.
Для коммерческих структур таких указаний нет.
Продолжение статьи читайте здесь.
Начать дискуссию