Конституционное право

Новый год – новая Конституция?

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, усомнившийся в эффективности работы закреплённых в Конституции Российской Федерации норм, выступил с предложением обсудить их актуальность с «судьями КС, ведущими учёными в области конституционного права и экспе

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, усомнившийся в эффективности работы закреплённых в Конституции Российской Федерации норм, выступил с предложением обсудить их актуальность с «судьями КС, ведущими учёными в области конституционного права и экспертами». Позиция Администрации Президента по данному вопросу пока что не сформулирована, о чём сегодня сообщил Дмитрий Песков. По словам пресс-секретаря президента, над этим даже не ведут работу.

Свою позицию по данному вопросу в беседе с редакцией Клерк.ру выразил правозащитник Александр Хаминский – один из ведущих специалистов применения положений Конституции РФ в правоприменительной практике.

В декабрьском номере журнала «Закон» Дмитрий Медведев опубликовал статью «25 лет Конституции: баланс между свободой и ответственностью», в которой указал, что основной закон РФ – это «неизменные устои свободного сообщества свободных людей» и «поэтому Конституция в принципе должна быть вечной». Впрочем, он также затронул тему возможных изменений в основном законе, которые будут «направлены на актуализацию статуса органов власти, развитие тех или иных прав». Однако эти поправки не должны «снижать уровень защиты личности, подрывать основы демократического устройства страны», – отметил премьер-министр. Так что тема, затронутая Председателем Госдумы, не только крайне интересна сама по себе, но и, видимо, уже активно обсуждается в высших кругах.

Конечно, главное для всех нас, чтобы не трогали Главу 2 «Права и свободы человека и гражданина». Там всё прекрасно. Но и большинство вопросов, на фоне которых возникла идея трансформации документа, безусловно, можно снять, не меняя непосредственно самого текста Конституции.

Во-первых, конечно, следует разобраться с вопросом распределения полномочий, который сейчас ставится, как «локомотив» темы возможного внесения изменений в основной закон России. Но простите, они у нас и так отлично распределены! Половина министров подчиняется президенту, за ним же закреплено право формировать структуру федеральных органов исполнительной власти, которым он воспользовался на практике ещё в 2004 году. Так что не так? Система не работает? Ну так а разве кто-то освободил эти органы от несвойственных им компетенций? Почему-то министерства, например МЧС и МВД, у нас наделены, помимо нормотворческих функцией, ещё и надзорной. Почему-то ФНС занимается нормотворчеством. Это ведь в целом противоречит разделению принципа нормирования и надзора. Так что для уточнения этих неопределённостей менять Конституцию РФ совсем не нужно. Они возникли непосредственно в правоприменении, а вовсе не в конституционном процессе.

Во-вторых, ещё один немаловажный момент: Конституция является не только основным законом страны, но и законом прямого действия. Это значит, что применять её положения и в административном, и в судебном порядке необходимо прямо и непосредственно. Проще всего это было бы сделать, издав обзор практики по вопросам применения Конституции и её отдельных положений Верховным судом. Много проблем удалось бы решить буквально за раз.

Ну а в-третьих, неплохо бы сделать отдельную коллегию Конституционного суда, которая бы занималась непосредственно рассмотрением вопросов, связанных с ограничением граждан в реализации их конституционных прав, гарантом которых выступает лично президент РФ Владимир Путин.

И, разумеется, услышать официальную позицию самого главы государства по этому вопросу. Хотя бы в Новом году.

Комментарии

1
  • Assessor.ru

    "Нил продолжит свое полноводное течение, даже если и пересохнет." - АГ