11 января Сбербанк сообщил, что с 31 декабря собирает биометрические данные россиян для государственной Единой биометрической системы (ЕБС) в 2700 своих отделениях, в том числе более чем в 100 офисах в Москве. Это соответствует 20% сети, заявил банк. Подключить к ЕБС к концу года именно такой процент отделений ЦБ требовал от всех банков. Полный список подразделений, работающих с ЕБС, Сбербанк опубликовал на сайте. Так же поступил и ЦБ, ставший одним из инициаторов создания системы. Оператор ЕБС — «Ростелеком».
ЕБС позволит россиянам, сдавшим биометрию — изображения лиц и слепки голосов — в одном банке, удаленно обслуживаться и в любом другом. Сбербанк не торопился начинать работу с системой, параллельно развивая свою собственную.
Журналисты газеты «Ведомости» решили проверить, как же собирают биометрические данные для ЕБС в Сбербанке и выяснилось, что никак.
В субботу корреспондент зашла в одно из отделений Сбербанка на юго-востоке Москвы, которое исходя из списков ЦБ и Сбербанка должно работать с ЕБС. На вопрос, можно ли сдать биометрию, консультант кивнул и проводил корреспондента к одному из окошек. Но на месте выяснилось, что сотрудники Сбербанка ничего не знают о ЕБС.
Для регистрации в ЕБС надо подписать согласие на обработку персональных данных, предоставить СНИЛС, сфотографироваться на веб-камеру и надиктовать последовательность чисел от 0 до 9 и наоборот на микрофон. Вместо этого операционист Сбербанка попросила паспорт и карту Сбербанка. Фото было сделано на веб-камеру, а голос пришлось записывать на терминал для приема карт. Не пришлось подписывать и согласие на обработку данных. Сняв данные, операционист объяснила, что с помощью биометрии можно получать услуги только Сбербанка, поскольку данные отправлены именно в его систему.
Второму корреспонденту тоже не повезло, его данные тоже отправлены в систему Сбербанка. А в чате поддержки ей сообщили, что в Москве сдать данные для ЕБС можно лишь в пяти отделениях, и предоставили их список.
В воскресенье сдать данные в ЕБС попытался еще один корреспондент «Ведомостей», отправившись в одно из указанных пяти отделений Сбербанка. В офисе было необходимое оборудование, и дело дошло даже до подписания согласия на обработку данных, но отправить биометрию в ЕБС не получилось – сотрудник отделения объяснил это техническим сбоем в самой ЕБС. Представитель «Ростелекома» утверждает, что сбоев в ЕБС не было.
Оборудование для сбора биометрии установлено на одном рабочем месте в офисе и, возможно, еще не все сотрудники знают о новом сервисе, прокомментировала пресс-служба Сбербанка. Информация о том, что биометрию можно сдать лишь в пяти офисах, не соответствует действительности, добавляет пресс-служба Сбербанка, – подготовлены все офисы, указанные на сайте.
Представитель ЦБ не ответил на вопрос о том, проверяет ли регулятор информацию от банков о подключении к ЕБС, перед публикацией у себя на сайте. Он также оставил без ответа вопрос, будут ли применены санкции к банкам, не подключившим 20% своих отделений к концу 2018 г. Из данных «Ростелекома» следует, что сдать данные для ЕБС сейчас можно лишь в 24 банках
Начать дискуссию