К 15 мая по поручению вице-премьера Дмитрия Козака Минэкономики подготовит официальную оценку фискальной нагрузки в разных отраслях промышленности РФ. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Процесс подготовки идет следующим образом: к 15 марта в правительстве ожидается финальный вариант методики Минэкономики, до 15 апреля ФНС, не нарушая режим налоговой тайны, в агрегированном виде представит Минэкономики данные для вычисления конкретных показателей фискальной нагрузки, а 15 мая Белый дом получит от Минэкономики (совместно с Минэнерго, ФАС, ФНС и Минфином) официальную оценку.
Дмитрий Козак поручил Минэкономики разработать методику оценки именно налоговой нагрузки «в зависимости от доли добавленной стоимости в создаваемой продукции». Методики еще нет, есть лишь «методические рекомендации» Минэкономики, но даже этот предварительный документ вызвал споры.
Расчеты Минэкономики показали, что наибольший уровень фискальной нагрузки в РФ приходится на нефтегазовую отрасль, поэтому из предложенной формулы сразу изъяты НДПИ (как рентный платеж) и НДС (как косвенный налог). Минэнерго также настаивает на исключении из оценки акцизов (как косвенных же налогов), а также совместно с Минфином, который и сейчас стоит на этой позиции, расходов на услуги госмонополий.
В нефтяной отрасли это принципиальный вопрос: услуги «Транснефти» отрасль отчетливо рассматривает как вариант «неналогового платежа». Минэкономики же против — в переписке ведомств указаны только формальные причины, но, вероятно, включение тарифов госмонополий в формулу расчета для Минэкономики принципиально в силу позиции ведомства об их ограничении как аналоге налогового стимулирования экономического роста. За позицией же Минэнерго можно видеть желание ограничить расчетные «сверхприбыли» ТЭКа.
Возражения Минфина более системны: однозначного взаимного соответствия между добавленной стоимостью и глубиной переработки продукции нет, и рассчитывать фискальную нагрузку как отношение «валовой добавленной стоимости» к части налогов некорректно — лучше, как инвесторы, оценивать посленалоговые доходности отраслевых проектов, поскольку у инвестора всегда есть инвестальтернативы в других отраслях (и, отметим, в финансовых инструментах).
Есть проблемы и с учетом амортизации (в частности, нематериальных активов — амортизация рассматривается Минфином скорее как явление отчетности, а не как физический процесс), и с понятиями «добавленная стоимость» и «операционная выручка», не вполне совместимыми со стандартами МСФО, на которых основана оценка.
В Минфине вообще считают целесообразным вычислять не «межотраслевую» разницу налогового бремени, а отраслевую. ФНС давно использует этот показатель во внутренней практике — он позволяет вычислять агрессивную налоговую оптимизацию.
Ведомство Антона Силуанова замечает также, что оценка фискальной нагрузки принципиально зависит от того, для чего она нужна. В переписке прямо не задается вопрос о том, зачем Дмитрию Козаку и правительству после 15 мая потребуются такие цифры, но Минпромторг, например, прямо упоминает возможность правительства оценивать «целесообразность» изменения налогообложения отраслей, хотя официальной позицией является «мораторий» на изменение налогов до 2024 года.
Начать дискуссию