Минприроды хочет заставить всех производителей и импортеров упаковок, масел и элементов питания перерабатывать 100% от реализованной продукции уже в 2021 году. Об этом говорится в проекте министерства, копия которого оказалась в распоряжении «Коммерсанта».
Также проект предлагает поэтапное увеличение норматива утилизации до 100% и по другим видам товаров. И, конечно, введение повышенных штрафов для тех, кто уклоняется от переработки.
Это при том, что еще в декабре 2019 года глава Минприроды Дмитрий Кобылкин уверял, что ведомство не будет «революционно поднимать процент утилизации». Министерство обсуждало эти реформы с бизнесом и прислушалось.
«Мы не собираемся революционно поднимать процент утилизации до ста, как многие считают. Он будет расти, безусловно, и, как во всем мире, мы когда-нибудь подойдем к цифре 100. Но только когда почувствуем, что государство и бизнес к этому готовы. Резких движений никто делать не будет», – заявлял министр.
Но в последней версии проекта требования жесткие, норматив предполагается довести до 100%. Действующие сейчас пороги утилизации были приняты в 2015 году. Тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать (в объеме от 5% до 35% продукции) либо платить за них экологический сбор.
Рынок сразу отозвался, что нормативы завышены, достичь их нереально, придется платить высокий сбор, штрафы, а расходы перекладывать на потребителя. По проекту, у компаний останется право самостоятельно собирать и утилизировать мусор через специальные ассоциации. А также право утилизировать отходы на собственных мощностях или платить экологический сбор. Его администрирование по-прежнему хотят возложить на ФНС.
Что касается еще налогов, то Минприроды предлагает ввести льготу по НДС для заготовителей вторичных ресурсов и дополнительную льготу НДФЛ для граждан, которые получают доходы от сдачи тары.
Комментарии
3В принципе, идея верная. Мне, как потребителю, совершенно безразлично, в какого цвета упаковки пакуют свои товары производители. Почему я должна платить за утилизацию тары, над которой изощряются маркетологи производителя с целью втюхать свой товар?
Меня вполне устроил бы вариант, если бы, например, все производители молочных продуктов паковали свою продукцию в одинаковую стеклянную возвратную тару, разве что пусть крышечки разные будут. Мне как потребителю было бы выгодно, употребив товар, пойти и сдать за деньги возвратную тару. И мусора меньше было бы. И производителям экономия.
Уж не говорю об огромном положительном экологическом эффекте от такой экономики.
Впрочем, все новое и экологическое - это давно забытое старое советское. В СССР так и было - кефир, молоко в стеклянных бутылках, пиво и водка в возвратной таре...
Если бы это было выгодно производителю и не влияло бы на конечную стоимость продукции, то все бы так и делали без сециальных указов. Но это не выгодно и потребитель не хочет платить за оборотную тару ещё больше, чем за разовую. А производитель не может остановить конвейер потому что население, например, не вовремя выпило купленное пиво и не сдало пустую тару на пункт приёмки. А сортировка и утилизация сырья и так идёт, только не на уровне квартиры, а на уровне городской свалки или бомжей на уровне кониейнера. И даже битое стекло в качестве компонента прекрасно переплавляется в новые банки/бутылки. А вот вопрос почему в России никто не хочет зарабатывать на переработке мусора надо бы задать правительству - пусть полностью освободят переработчиков от налогов. Всё, что можно превратить в деньги и так сдаётся переработчикам за деньги.
Сначала запретили продавать товары на развес, заставили производить кучу мусора в виде упаковке, а теперь эту кучу мусора надо как-то утилизировать.