Граждане получают «левые» доходы, с которых не платят НДФЛ, а ФНС недостаточно бдит. Да и законодательных рычагов для понуждения граждан к уплате налога со скрытых доходов российские налоговики толком не имеют. То ли дело другие страны.
О том, как «у них» настроена эта система контроля за физлицам, в своем докладе поведала Счетная палата.
Как показывает анализ международного опыта, в настоящее время в налоговых администрациях многих стран происходит переход от системы, основанной на подаче налоговых деклараций физлицами и последующей их оценке в рамках сверки, к предварительной оценке налоговых обязательств физлиц на основе данных от третьих лиц и заполнению налоговых деклараций без участия самих физлиц.
Например, в Австралии налоговый орган имеет доступ к информации, находящейся в австралийском центре отчетов и анализа транзакций (AUSTRAC), который является австралийской группой финансовой разведки, отвечающей за регулирование вопросов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, благодаря которой налоговый орган отслеживает средства, поступающие к водителям и арендаторам из-за рубежа в местные банки.
Налоговый орган использует свои полномочия по получению данных от этих банков для выявления незарегистрированных предпринимателей, таких как, водители Uber, что позволяет идентифицировать большую часть водителей. Кроме того, налоговые органы работают с организаторами платформ, в частности Uber и Airbnb, для получения налоговой информации, предоставляемой их партнерам (т. е. водителям и собственникам недвижимости).
За один год налоговая администрация использовала более 636 млн транзакций, представленных третьими лицами, для сопоставления с декларациями по подоходному налогу и другими отчетами о доходах. Налоговой администрацией было проведено около 450 000 проверок, в результате которых были скорректированы доходы в размере более 1,1 млрд австралийских долларов в виде подоходного налога. Дополнительные доходы были выявлены в рамках использования данных о доходах от третьих лиц.
В Финляндии используется законодательство, позволяющее собирать информацию от третьих лиц для получения данных для мониторинга онлайн платежей по кредитным/дебетовым картам и выявления возможных дистанционных продавцов.
Великобритания использует продукт под названием COCAINE, который автоматизирует сортировку и фильтрацию социальных медиа и веб-сайтов и сопоставляет параметры возможные к использованию для отслеживания тенденций в пределах географического района или конкретного бизнес-сектора. В последующем предполагается анализ сектора электронной коммерции путем сопоставления данных таких сайтов, как Craigslist (популярный сайт электронных объявлений), eBay (международная торговая площадка) и Gumtree (популярный в Великобритании сайт электронных объявлений).
В некоторых странах закреплено ограничение на оплату наличными сверх установленной суммы.
В США существует форма 8300 «Отчет о денежных выплатах свыше 10 000 долларов США, полученных в сделке или бизнесе», которую должна подать любая организация при получении более 10 000 долларов США наличными от одного покупателя в результате одной или нескольких связанных транзакций. Данная форма представляет интерес для Службы внутренних доходов и Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) в борьбе с отмыванием денег.
Комментарии
3а где в мире есть подобное нашему 54-ФЗ? Хочется порадоваться за них
Порадуйтесь: https://salesblog.at/registrierkasse-in-oesterreich-gesetz-und-empfehlung/
Если бы в России социальные и подоходные налоги платитили сами граждане/получатели дохода, то и сбор такой информации через третьих лиц без самодеклараций был бы актуален. Плательщикам дохода не было бы смысла скрывать реальные выплаты получателям дохода и вообще платить в чёрную. А так у нас сами плательщики дохода уходят от налогов, снижая бремя для себя, а получатель дохода вообще ничем не рискует и не участвует в схемах.